Молитвы

- Отче наш

- С Верою Исповедую

- Молитва покаяния

- Молитва перед началом дела

- Молитва перед дорогой

- Молитва Сыну Единородному. Нерсес Ламбронаци


 Быть христианином – значит молиться!

002Быть христианином – значит молиться, значит пребывать в духовном общении с Богом. Ни одна религия не может существовать без молитвы; молитва – душа веры, ее мать и жизнь. Значит, молитва – родитель веры. Молитва есть просьба, обращенная к Богу, благословение, восхваление Его. Св. Григор Нарекаци называет ее «словом к Богу, идущим из глубины сердца». По учениям Св. Отцов Церкви, молитва есть вход в духовный мир и приобщение к небесной действительности, «вознесение мысли от земных реалий», «движение к бестелесному и к постижению божественной премудрости». (Нил Синайский). Как говорил блаженной памяти Католикос Гарегин I: «Молиться – значит видеть себя в глазах Бога». Вот почему молитва для Бога ближе и роднее всяческих достоинств, поскольку все остальное – всего лишь одеяние и приготовление ко вхождению к Богу, а молитва обращена непосредственно к Нему. Подобно тому, как вся работа земледельца предназначена для сбора урожая и старания хозяйки дома – для насыщения домочадцев, так и молящийся обращается к Богу, как к своему близкому, молитвой беседует с ним и свои и мирские, и духовные, и телесные заботы представляет Ему, у Него просит удачи в предприятиях своих, прощения за совершенные грехи и спасения от тенет вражеских. Поэтому и говорил св. Григор Нарекаци: «Как ладан не источает приятного запаха прежде, нежели попадет в огонь, так и ладан молитвы, не попав в тепло сердца, не будет приятен Богу». И вот св. Григор Нарекаци свою «Книгу скорби», как содержимое своего сердца, кладет в кадильницу и, воскурив, обращает свою молитву к Богу, подчеркивая, что она не есть обычная связь, а общение, следующее из самой сути человека, отражает познавательный, духовный, чувственный и волевой мир человека. Апостол Павел говорит: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (I Кор. 14,15). На примере этом мы видим, что от души (сердца) к разуму тянется вервь, в середине которой подвешен звенящий колокольчик, и когда человек начинает молиться одним лишь сердцем или одним лишь разумом, колокольчик молчит и не звенит, Бог не слышит его молитвы. Когда же молится он и душой, и разумом одновременно, тогда колокольчик начинает петь сладкозвучно, и Бог, что внемлет его молитве, воздает ему, что просит, по вере его. Значит, молитва есть порождение души и разума. Христос, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, сошел к нам, принял человеческое естество и молился как человек, став примером всему человечеству. И поэтому основатель молитвы – Он, Господь наш Иисус Христос. Все это выкристаллизовано в молитве всех молитв – главной молитве «Отче наш».

Двумя жизнями живет человек – личной и мирской (общественной). Поэтому и есть две формы молитвы – индивидуальная (личная) и общественная. В личной молитве человек устанавливает внутреннюю связь с Богом, наслаждаясь, подобно нашим праотцам, божественным присутствием. Очень часто люди идут в церковь, чтобы поделиться своей радостью с другими, стать соучастником молитвы верующих, чтобы обновиться благодатной силой Святого Духа. Общественной молитвой являются литургии, священные таинства, совершаемые в церквях, в монастырях, в часовнях. Иисус не делает различия между личной и общественной молитвами, но отвергает лицемерие, показуху и многословие; в молитве Ему приятны искреннее признание, чистосердечное раскаяние, истинное общение и неразрывная связь. Часто Бог не исполняет наших желаний, но в этом Его милости больше, чем если бы исполнил. Часто мы, по незнанию своему, просим чего-либо, что вредно, полагая его за благо, но Бог, отказывая нам в просьбе, делает нам великое благо. Не надо поэтому обижаться на Бога, но нужно полностью полагаться на Него, любить Его и молиться Ему с верой. Так мы исполним заповедь, данную нам нашим Господом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22,37). Если любим мы нашего Господа Бога и молимся Ему, значит, понимаем, что живущий рядом с нами бедняк нуждается в нашей милости и милосердии. Поэтому и Господь снова заповедовал нам, дополняя первую заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22,39). Святой Григор Татеваци представляет таинство молитвы в десяти пунктах: а) молитва есть слово к Богу; б) в молитве мы мыслями с Богом и Бог пребывает в нас, почему и «Мы (я и Отец мой) придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14,23). Он говорит также, что Дух Святой изначально обитал в душе молящегося и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8,26); в) молитвами изгоняется сатана, как тьма от света, и тогда исчезают все его западни и все испытания; г) проникаемся мы чувством к Богу, становимся равными ангелам, когда творим молитву и мыслию возносимся к Богу; д) с молитвами все наши дела имеют благой исход и претворяются в жизнь, ибо в каждом деле человек нуждается в помощнике, и когда мы молимся, Бог приходит нам на помощь, будь то в деле, в путешествии или в работе; е) молитва являет силу души и тела, утверждает дом в качестве опоры и избавляет от немощи, как Иов молитвами своими снова вошел в силу и выздоровел от болезней. Молитва – это и постройка дома; как дом Иова молитвами его отстроился вновь лучше прежнего; ж) молитвами нашими побеждаем мы войну – как духовную, так и телесную, подобно тому, как Моисей победил Амалека, Давид – Голиафа, а Иов – сатану; з) молитва утешает сердце, изгоняет печаль и облегчает душу, очищает от грехов, просвещает разум. Сотворив молитву, мы мирно засыпаем и без опасений просыпаемся, живем с верою и после смерти входим к Богу; и) молитва есть выражение довольствия и благодарности милости Господней, которые он проявил к нам в прошлом, сотворив для нас небо и землю, воды и сушу и все остальное, и в настоящем, поскольку даровал нам всяческие блага – жизнь, мир, здоровье, душу, тело, дыхание, разум, речь, а в загробном мире обещает нам воскресение, Царствие Небесное и бессмертие. И словно завершая все сказанное, Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет ничего, равного молитве; она невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным».

В заключение стоит привести сердечное слово святого Нерсеса Шнорали, обращенное к каждому из нас: «Молитва есть пища души; обучайте молитвам детей ваших, дабы не привыкли они к плохим речам и ругани, поскольку заповеди родителей легче отпечатываются в душах и разуме младенцев и не стираются, и за то вознаграждены будете».

Перевод Г. Мадоян

Источник: Официальный сайт РОССИЙСКОЙ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ ЕПАРХИИ СВЯТОЙ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


001 коп


Молитва есть самый непосредственный путь общения с Богом. Целью всякого добродетельного поступка, отшельничества является утверждение связи с господом, слияние с Господом, а молитва сама есть встреча души с Господом.

«Молитва является наиболее родной и близкой к Богу, — пишет Святой Григор Нарекаци, — чем любая добродетель, ибо все остальное является подготовкой и одеянием, чтобы войти к Богу, а молитва есть беседа с Богом лицом к лицу».
В священном предании Церкви молитва является высоким искусством, для обретения навыков в котором нужны знания и личная практика. Отцы и Вардапеты при живом содействии Святого Духа и в освящении Божественного дара раскрыли закономерности и тонкости молитвы, которые с определенностью выразили в своих наставительных сочинениях.
Особенно важны их практические наставления о том, как молиться и каким образом противостоять разным демоническим атакам и искушениям, которые происходят во время молитвы, и приобрести святую и плодотворную молитву.
Следуя наставлениям Святых Отцов о молитве, можно различить определенные принципы и правила молитвенной жизни, которые необходимы для каждого христианина, который пытается освободиться от пут зла и соединиться с Богом.
Молитва требует серьезной подготовки, иначе она будет неприемлемой, а молящийся будет осужден.
От молящегося прежде всего требуется незлопамятность и снисходительность как по отношению к ближнему, так и к врагу. Святой Нил Синийский пишет: «Кто копит в душе своей уныние, злопамятство и думает, что молится, похож на того, кто отмеряет воду и наливает в дырявый кувшин».
Каждый грамотный христианин должен иметь «Молитвослов» — сборник молитв, благословленный Церковью для всеобщего употребления. «Молитвослов» с армянским и русским текстом можно купить в Армянской Церкви.
Перед началом чтения, канонических молитв вам необходимо разобраться с их смыслом, чтобы читаемое вами во время молитвы не было «попугайской тарабарщиной», но было бы осмысленным обращением к Богу.
После того, как вы в основном разберетесь со смыслом молитвенных текстов, можно приступать и непосредственно к молитве.
Организуйте у себя дома молитвенную полку, на восточной стене дома, где у вас будут стоять иконы, лампадка или подсвечник, где у вас будет лежать молитвослов, храниться святая вода — словом, как бы маленький домашний храм Бога Вышнего. Крест и иконы должны стоять на восточной стороне, лицом к западу.
На время молитвы обычно христиане зажигают перед иконами лампаду, как знак нашей горячей любви к Господу.
Молитва — это дело глубоко личное, потому и совершать её нужно так, чтобы, по возможности, никто и ничто не отвлекало вас от общения с Богом.
Встаньте поутру минут на 15-20 раньше, чем обычно, умойтесь, чтобы как следует проснуться, затем уединитесь перед иконами и откройте молитвослов.
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произнеси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным…»
Читать молитвы по молитвослову следует негромко вслух, или «про себя», внимательно следя за правильным ударением в словах, а главное — чтобы каждое произносимое вами слово и выражение были осмыслены и прочувствованы вами.
Святые отцы говорят: «Лучше пять слов умом — чем сто языком «.
Некоторые считают главным — прочитать всё правило «от сих до сих», пусть даже чисто «механически».
Это неправильно. Богу «отмечаловка» не нужна.
Только молитва, понятая умом и прочувствованная сердцем, доходит до Бога и приятна Ему, и только такая молитва приносит нам Благодать Святого Духа.
Но надо быть честным перед Богом и не оправдывать свою лень «крайней занятостью», когда этой занятости в действительности нет.
Помните, что ваша молитва — это не вынужденный оброк Богу, а живительная пища для вашей души, и нужна она именно вам.
Кроме молитвы, и в помощь ей, христианин обязан соблюдать установленные Церковью Посты.