Святые священники Гевондяны и их пример

10 февраля Армянская апостольская церковь отмечает День памяти святых священников Гевондянов. Его отмечают во вторник, предшествующий Истинной Масленице (Бун Барекендан). Согласно традиции, это День всех священников.

В V веке персидский царь Иездигерд II захотел обратить армян в маздеизм: «Чтобы никто не смел называть себя христиани­ном, в противном случае будет судим мечом, огнем и виселицей». Этот ультиматум вызвал народное возмущение в Армении. В городе Арташате состо­ялся Национально-церковный собор для обсуж­дения ситуации. Ответ народа был однозначен: никто не отвратит армян от христианства – «ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь». Главнокомандующий армянской армией святой Вардан Мамиконян и верные ему кня­зья дали обет отстоять Родину и веру ценой жизни.

Перед армянами стояла нелегкая задача остановить мощнейшую армию, сметавшую все на своем пути. Но повстан­цы, окрыленные проповедями Католикоса Овсепа I и иерея Гевонда, призывами князя Вардана, были непо­колебимы. «Если даст Господь победу рукам нашим – истребим силы их, чтобы поднялась сторона пра­вая! А если время жизни нашей настигнет в этом сражении священная смерть, при­мем ее с радостным сердцем. Смерть неосознанная – смерть, смерть осознанная – бессмертие!»

Во время Аварайрской битвы священники Гевондяны шли во главе армянской армии и своими пламенными словами воодушевляли воинов, передавали силу и дух героям, вставшим на борьбу с персидской армией за независимость своей родины и Церкви Христвой.

Накануне битвы святые отцы отслужили моле­бен. Битва началась на рассвете 26 мая 451 г. Святой Вардан сражался с врагом плечом к плечу с солдатами и священниками. Как сказал летописец, «каждый че­ловек в душе был церковью и сам же священником».

Старшим по возрасту был священник Гевонд. Рядом с его именем армянские летописцы упоминают имена Католикоса Овсепа, епископов Саака Рштуни и Татика Басени, священников Мушега, Аршена и Самвела, дьяконов Авраама и Каджаджна. После битвы Вардананц персидский царь Иездигерд отомстил героям: отважные священнослужители по его приказу были убиты.

Аварайрская битва стала свидетельством того, что воистину никакая сила не отвратит армян от христианской Родины. Поступок святых священников Гевондянов стал примером и для последующих поколений. На протяжении всей своей истории армянский народ был неотделим от своей Церкви. Армяне предпочитали принять смерть «осознанную», чем изменить вере своих отцов. Таких примеров в истории армянского народа немало. Так, 1915 году многие армяне пали мученической смертью, но остались верными христианству. 23 апреля этого года жертвы геноцида армян будут канонизированы. Их поступок стал примером для многих.

Прошло три года после трагических событий 1915 года. Армянский народ снова восстал, чтобы защищать свою родину и вернуть ее независимость и государственность. На бесхозном, по сути, клочке исторической Армении не было организованного войска, способного противостоять мощной турецкой армии. И еще не было идеи, равновеликой христианству V века.

В преддверии жесточайшей битвы генерал-майор русской армии, один из наиболее талантливых полководцев своего времени, идейный вдохновитель героической обороны Сардарапата Мовсес Силиков встречается с Католикосом Всех Армян Геворгом V: «Ваше Святейшество, поле Сардарапата располагается в считанных километрах от Первопрестольного, итог же сражения предугадать невозможно. Ваша жизнь необходима народу Армении, и Вам следует на время укрыться в районе Севанского монастыря. На протяжении столетий именно церковь обеспечивала национальную жизнедеятельность армян. Именно поэтому я настаиваю на Вашем временном укрытии». Генерал царской армии, взявший под свою ответственность общее руководство Сардарапатской битвой, обрисовал перед Католикосом создавшуюся ситуацию. Он отчетливо видел тот стратегический тупик, в который был загнан в преддверии судьбоносного сражения армянский народ. Впрочем, Католикос Всех Армян был не менее бескомпромиссен: «Я останусь в храме, генерал! Если армянские силы не способны защитить священное место, то я один закрою своим телом вход в тысячелетний собор».

Как и в V веке, впереди армянских бойцов шел крест, который охранял народ и принес им победу. Сардарапатская битва навсегда записалась в героическую историю Армянской церкви и народа.

Церковь была с народом и во время Арцахской освободительной войны. В те годы духовенство всегда стояло рядом с фидаинами, а сами воины-освободители просили благословение у духовенства и рисовали на своих одеждах белые кресты, которые не только сохраняли их, но и служили отличительным знаком во время битвы. Уже после освобождения Шуши фидаины пустились в пляс во дворе церкви Святого Всеспасителя (Казанчецоц), там и состоялась первая литургия. Священнослужители и фидаины провели ее со слезами на глазах.

Это всего лишь некоторые примеры из истории Армянской церкви и народа. Многие историки считают, что Аварайрская, Сардарапатская и Арцахская битвы очень схожи. «За родину! За веру!» — именно этому девизу армянский народ следовал на протяжении своей истории. Еще в V веке Святой Варан Мамиконян говорил, что христианство стало не просто верой, но «цветом кожи» армянского народа.

На протяжении своей истории Армянская церковь была не только хранителем веры армян, но и залогом сохранения народа, его культуры. Католикос Всех Армян Мкртич Хримян (Хримян Айрик) говорил: «Мой голос и мелодия моя об Армении, о патриоте. Если заплачу, то вспомню это имя, если спою, то произнесу его. В конце концов, это моя любовь, мой господин, а я его преданный раб».

И сегодня, уже в свободной и независимой стране Армянская церковь продолжает служить для процветания Армении и своего народа. Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй как-то сказал: «Мы в долгу перед нашими предками, которые сохранили нашу веру и родину и передали нам, перед Господом Богом, который даровал нам эту землю и освятил ее, когда на нее снизошел Единородный».

Мариам Погосян