Святое миро

miro_sl1И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.
(Исход 30:22-25)

27 сентября в Первопрестольном Святом Эчмиадзине пройдет воистину важное и историческое событие — чин освящение Святого мира. Священное миро варят и освящают раз в 7 лет. Побывать в Армении и увидеть все своими глазами желают многие. Ведь Святое миро — одна из главных святынь для всех традиционных христианских конфессий.

Святое миро (ст. слав. моуро; греч. Μύρον («ароматное масло») ; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий еще с Ветхозаветных времен.

В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх. 30: 22-33).

В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое «миром» стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения «от Духа» (Ин. 3:5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян. 8:17, 19:16). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею. Преемники учеников стали совершать чин освящения мира и уже этим Святым миром омазывать всех.

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ», которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро имели только епископы. От них миро получали священники.

В Армянской Апостольской Церкви освящать миро имеет право только Католикос Всех Армян. Освященное им миро из Первопрестольного Эчмиадзина развозится по всему свету, где живут армяне.

По преданию, освященное Иисусом Христом миро принес в Армению апостол Фаддей. Этим священным миром он помазал царя Абгара, излечив его болезнь. После этого апостол уехал в селение Тарон, где спрятал сосуд со священным маслом под вечнозеленой елью. Его благодаря видению в виде света, падающего туда, нашел Святой Григорий Просветитель и смешал со своим освященным миром. А на этом месте была построена церковь Святого Иоанна Крестителя.

Основной компонент мира — цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных трав, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам — сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте. В одном котле варится оливковое масло и бальзам, в другом — ароматные травы, смешанные с оливковым маслом, вином и розовой водой. Горлышко котла с растениями замазывают тестом, чтобы благовоние не испарялось. Так миро варится три дня и три ночи. Оба котла хранятся отдельно до освящения мира, и только тогда смешивается их содержимое и в новое миро вливается старое.

За сорок дней до освящения Мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора. Каждый день до чина освящения Святого мира после вечернего Богослужения проходит чин освящения оливкового масла.

В день освящения мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю святого Трдата. Святые отцы возносят на алтарь священные реликвии Армянской Церкви — пронзившее Господа Копье, Крест с частицей Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя. Его Святейшество произносит эти слова: «Да будет благословенно и освящено это Миро знаменем Святого Креста, этого Святого Евангелия, Святой Десницей (или Копьем) и таинством этого дня именем Отца, Сына и Святого Духа…»

Католикос Всех Армян сперва освещает миро Святым Крестом. Святой Григор Нарекаци в 93-й главе «Молитвеной книги» пишет, что это масло не даст никакой пользы человеку, если оно не будет освящено Животворящим Крестом Господним. Крест с частицей Древа Господня, который сейчас используют для освящения Мира, был изготовлен в 1652 году специально для Католикоса Пилипоса Первого Агбакеци (1632-1655 гг.).

Святым миро совершаются: таинство миропомазания, которое совершается после Крещения; помазание священников во время рукоположения, епископов и Католикосов; миром освящаются основы нововозведенных церквей, купольный крест, во время открытия церкви Святой алтарь, образ Богоматери с Младенцем Христом, колонны и стены церкви. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании королей.

Кроме того, каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, после Святой литургии во время Водосвятия Святое миро изливается в купель, символизирующую Иордан, в память о снисхождении Святого Духа на Иисуса во время Крещения. С этим событием связана интересная народная история, которую рассказывают историки Аристакес Ластивертци и Киракос Гандзакеци. Так, в 11 веке Католикос Петрос Гетадардз по велению императора Василия Второго в Трабзоне с большой торжественностью совершает чин освящения воды. Когда Католикос Всех Армян выливает миро на воду, появляется яркий луч света и течение реки обращается в другую сторону, свидетельствуя о священности и божественной происхождении Священного масла. С этого времени Католикоса называют Гетадардз, то есть тот, кто поменял течение реки.

Святое миро является символом и видимым знаком присутствия в Церкви Духа Святого. Это особая жидкость, исполненная аромата, с которым не может сравниться ни один другой аромат.  Освящение Святого Мира — это завет жить, и идти по жизни с Христом, с Господом, с дарованной Им любовью. Католикос Всех Армян Гарегин Второй так охарактеризовал Священный елей: «Святым Миром мы рождаемся от купели Крещения как народ Божий, со Святой Армянской Апостольской Церковью. Миропомазанием познаем и сохраняем армянскую и христианскую самобытность, национальную целостность. С миропомазанием мы побеждали во всех войнах во имя Веры и Родины. Святая Мощь и Свет Мира соединяли и соединяют наше прошлое, настоящее и будущее наших чад».

Святое миро сообщает каждому христианину залог спасения во едином Господе Иисусе Христе. Дар Святого Духа, сообщаемый через помазание Святым Миром, дается в изобилии и безгранично, ибо «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3:34) и «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16).

Мариам Погосян