Российская и Ново-Нахичеванская Епархия

bul-1522В жизни российских армян Армянская церковь, как и повсеместно, изначально играла самую заметную роль. Армянские храмы существовали почти во всех российских общинах, а потому национальная жизнь здесь строилась именно вокруг Церкви как символа и средоточия национального единства, важнейшего фактора сохранения национального духа, облика и языка.

Первая епархия Армянской апостольской церкви в России образовалась в 1717 г. с епархиальным центром в г. Астрахани, почему и называлась Астраханской. Ее формированию во многом способствовала прорусская ориентация армянского народа и внешняя политика России на Востоке, начатая Петром I. В состав новой епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи, а кафедрой предводителя служила церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в самой Астрахани. Первым предводителем епархии стал архиепископ Степаннос Галатаци, направленный сюда католикосом Аствацатуром I, стремившимся наладить тесные контакты с российскими политическими кругами.

Российскую епархию Армянской апостольской церкви учредил в 1773 г. католикос Симеон I Ереванци в эпоху правления императрицы Екатерины II.

В 1809 г. на территориях, завоеванных Россией в Балканской войне с турками, император Александр I своим указом основал Армянскую епархию Бессарабии с центром в городе Яссы. Однако по Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., когда территории между реками Прут и Днестр вошли в состав Российской империи, Бессарабская губерния с центром в Кишиневе осталась за Россией, а Яссы отошли к Османской Турции. Так новым центром Армянской церкви в России стал Кишинев.

Еще через 18 лет епархия была реорганизована указом императора Николая I от 30 апреля 1830 года. По данному указу учреждалась новая структура, включавшая в себя все церкви, «находящиеся в С.-Петербурге, Москве, в губерниях Новороссийских и в области Бессарабской», которые отделили от Астраханской епархии. В юрисдикции последней остались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия.

К 1842 г. на территории России уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 храма. В новом названии епархии стал фигурировать город Новая Нахичевань (ныне район в составе города Ростова-на-Дону), к тому времени ставший одним из важных национальных центров и игравший видную роль в жизни российских армян. В 1895 г. епархиальный центр был перенесен сюда, и таким образом в ХIХ столетии в России существовали две епархии – Астраханская, а также Ново-Нахичеванская и Бессарабская.

После Октябрьской революции 1917 г. в структуре Армянской апостольской церкви произошли административно-территориальные изменения. Поскольку Бессарабская губерния отошла к Румынскому королевству, то здешние армянские церкви вошли в состав армянской епархии Румынии. Ново-Нахичеванская епархия постепенно сузилась до территории Дона. В конце ХIХ в. армянские общины Средней Азии были присоединены к Бакинской епархии, в результате чего была сформирована Бакинская и Туркестанская епархия ААЦ. Пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани. Новым епархиальным центром стал город Армавир, основанный нашими соотечественниками.

В Советской России существовали две епархии ААЦ – Ново-Нахичеванская с центром в Ростове-на-Дону, Северо-Кавказская и Астраханская с центром в Армавире. Такая структура сохранялась до середины ХХ в.

5 мая 1956 г. в Москве вновь открылся единственный из сохранившихся здесь армянских храмов – построенная в ХVIII в. кладбищенская церковь Сурб Арутюн (Св. Воскресения), которая стала центром отдельного прихода.

В 1966 г. указом Католикоса Всех Армян Вазгена I была образована Ново-Нахичеванская и Российская епархия ААЦ, ставшая результатом объединения Астраханской, Ново-Нахичеванской и Северокавказской епархий с Московским приходом, а сама Москва превратилась в новый епархиальный центр. До начала 1990-х гг. Российская и Ново-Нахичеванская епархия имела 7 храмов – в Москве, Санкт-Петербурге, Армавире, Ростове-на-Дону, Чалтыре, Владикавказе и Буденновске (бывший Сурб Хач). После падения режима Армянская церковь вновь заняла приличествующее ей место в жизни российских армян; распахнулись двери храмов, вокруг которых вновь сосредоточилась национальная жизнь. В каноническом подчинении епархии находятся также армянские церковные общины некоторых государств, возникших на территории бывшего СССР, – Беларуси (Минск), Молдовы (Кишинев), государств Средней Азии (Узбекистан, Туркменистан), Казахстана, стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва). В составе епархии сформированы три викариата: Северо-Кавказский, Ростовский и Западный. Ввиду значительного роста армянского населения в России возникла необходимость строительства храмов даже в самых отдаленных регионах Российской Федерации, где их ранее не было (Омск, Томск, Красноярск и т.д.).

Сегодня в составе Российской и Ново-Нахичеванской епархии зарегистрировано около 40 церковных общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории Российской Федерации. С 2000 года Российскую и Ново-Нахичеванскую епархию возглавляет епископ Езрас (Нерсисян), который одновременно является Патриаршим экзархом в России.

Глава Епархии Архиепископ Езрас НерсисянiqV08t6tSWs
Архиепископ Езрас Нерсисян родился 30 октября 1959 г. в селе Воскеат Эчмиадзинского района Армянской ССР в крестьянской семье и был крещен под именем Мкртича.
С октября 2000 г. – глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, Патриарший экзарх в России.
Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, Патриарший экзарх в России архиепископ Езрас (Нерсисян) родился 30 октября 1959 г. в селе Воскеат Эчмиадзинского района Армянской ССР в крестьянской семье и был крещен под именем Мкртича.

В 1977 г. окончил местную среднюю школу.
В 1978-80 гг. служил в рядах Советской армии.
В 1980-84 гг. учился в Духовной семинарии Геворгян Эчмиадзинского католикосата и окончил ее с отличием. В 1984 был рукоположен во диаконы.
В 1985 г. рукоположен в иеромонахи.
В 1984-86 гг. преподавал в семинарии Геворгян Эчмиадзинского католикосата дисциплины «Введение в Ветхий и Новый Завет».
В 1986-88 гг. учился в аспирантуре Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1988 г. назначен духовным пастырем армян Санкт-Петербурга с одновременным исполнением обязанностей настоятеля местных армянских церквей Св. Екатерины и Св. Воскресения.
С 1994 г. – викарий главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви по северо-западу России и странам Балтии.
С октября 2000 г. – глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, Патриарший экзарх в России.
В 2000 г. в Св. Эчмиадзинском монастыре защищает диссертацию на тему «История армянской общины Санкт-Петербурга» и получает степень архимандрита.
30 сентября 2001 г. рукоположен в епископы.
С 2002 г. – член совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями.

17 сентября 2013 года Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй на церемонии освящения кафедрального храма Российской и Ново-Нахичеванской Епархии, высоко оценив всестороннюю деятельность и ревностное служение Его Преосвященства епископа Езраса, присвоил владыке титул архиепископа и украсил его грудь епископской панагией с изображением армянского алфавита.
НАГРАДЫ
Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени Русской православной церкви (1995) г.
Титул «Почетный гражданин Санкт-Петербурга и стран Балтии» за особые заслуги перед Российским Отечеством в духовном развитии (1997 г.)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001 г.)
Медаль министерства юстиции РФ (2002 г.)
Орден «Золотая звезда за верность России» (2006 г.)
Высшая общественная награда России – орден Святого князя Александра Невского I степени с лентой (2006 г.)
В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил орденом Русской православной церкви – Святого благоверного князя Даниила Московского II степени в знак дружбы между народами России и Армении.
6 мая 2010 г. в Кремле президент Российской Федерации Дмитрий Медведев наградил орденом дружбы за личный вклад в развитие России.
19 июля 2010 г. президент Армении Серж Саргсян наградил орденом II степени «За заслуги перед Отечеством».
В 2010 г. Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был награжден орденом II степени имени Даниила Московского Русской православной церкви в знак вековой дружбы Армении и России.
2 сентября 2011 г. президентом Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяном был награжден орденом Месропа Маштоца за выдающиеся достижения, способствующие развитию и процветанию национальной жизнедеятельности.


Источник: официальный сайт Армянской Апостольской Церкви (РОССИЙСКАЯ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКАЯ ЕПАРХИЯ СВЯТОЙ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ).