О Святоотеческом Предании

TPHeFZGU-k4«Впрочем, – говорит Апостол Иоанн, – помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» /1 Иоан. 2:27/.

По настоящему нам не следовало бы иметь нужды в помощи учителей и святоотеческого писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг и учителей служила нашим душам благодать Святого Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый брата своего говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня» /Евр. 8:10-11/. Но, к сожалению, с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то поэтому и появилась нужда как в Священном Предании (устном и письменном), так и в Святоотеческом Писании (не говорим уже и о времен наших).

Свидетельства Священного Предания были необходимы: 1. – для утверждения, что, что все книги Священного Писания переданы нам с апостольских времен и действительно имеют апостольское происхождение; 2. – для правильного понимания отдельных мест Священного Писания и для противостояния еретическим толкованиям; 3. – для установления догматов христианской веры ввиду того, что некоторые положения вероучения выражены в Писании совершенно определенно, а другие опосредованно и требуют подтверждения Священным Преданием. Кроме того, Священное Предание свидетель-стввует о том, что вся полнота церковного строя, богослужения, канонов и обрядов укоренена и основана на укладе жизни древней Церкви.

Отметим также, что Священное Предание восходит к начальным временам Церкви и называется также Апостольским: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» /1 Кор. 11:2/, – говорит Св. Павел коринфянам, а фессалоникийцам следующее: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» /2 Фес. 2:15/.

А о Святоотеческом Писании скажем, что оно придавало и придает точность выражению истин христианского учения, и создавало единство веры, а также взаимно пополняло утверждение этих истин, руководствуясь Священным Писанием и Священным Преданием, доказательно обосновывая эти истины. Далее, оно как никогда, именно сегодня полезно для руководства в вопросах веры, для правильного понимания Священного Писания и сохранения Предания Церкви от ложных учений. Но не будем много распространяться о значении творений Святых отцов Церкви для духовного просвещения, которые суть тот неиссякаемый источник, из которого во все времена можно черпать благодать и мудрость.

И как «те которые не имеют острого ока, должны верить тем, кто видит хорошо, – говорит Св. Татеваци, – так и мы, которые ослеплены грехами, должны верить святым апостолам, пророкам и богословам-вардапетам, поскольку они духовно видящие. Как, например, младенец, рожденный в темном (мрачном) крае, поскольку не видел солнца и луны, он должен верить, что есть солнце и луна, так и люди, рожденные во тьме греха и неведения, должны верить святым и добрым мужам, которым открывал Сам Бог».

Вот поэтому дорогой верующий, мы и обращаемся к Святоотеческому Писанию, ибо Святой Дух, произнесший некогда через Пророков и Апостолов Слово Божье, истолковывал его уже через Святых Отцов, учение которых пропитано евангельским духом и способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению Его.

Но, к сожалению, сегодня в среде самих христиан мы видим вопиющее незнание Отеческих творений. Мало того, видим даже нежелание знакомиться с ними. Некоторые и не подозревают об их существовании, а другие, в том числе священнослужители хотя и знают, но учат, что учение Святых Отцов – устарели. Поэтому не читают сами и запрещают читать другим.

Само по себе пренебрежение Святыми Отцами есть проявление гордости и хула на Святого Духа, живущего в отеческих преданиях. И поэтому кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. А кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание. Ибо Слово Божье и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование и принимает Святая Апостольская Церковь!

Итак, дорогой верующий, когда при чтении Священного Писания у тебя возникнут вопросы и даже недоумения, из-за множества встречающихся трудных изречений, порою кажущимися даже противоречивыми, то не пренебрегай толкованием Святых Отцов. Приложи усилия, обратись за помощью к Святоотеческим Писаниям, ибо легко найденным, по словам Св. Татеваци, можно легко и пренебречь. Ответы ищи у Святых Отцов, жизнью читай их творения, чтобы тебе не ошибиться и не уклониться с правильного пути и впасть в ереси. В противном случае Слово Божье, для дерзких толкователей его становится запахом смертоносным на смерть (см. 2 Кор. 2:16), и мечем обоюдоострым, которыми они закалывают сами себя в вечную погибель. И к месту будут слова Лествичника: «…для смиренного тягость и жало верить самому себе, как гордому трудно последовать словам и мнению других».


Источник: сайт Вардапета Гевонда.

1 Ответ

  1. Февраль 14, 2015

    […] — О Святоотеческом Предании […]