О почитании святых

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

«Веруем в Святую Церковь; в отпущение
грехов, общением Святых»

/Св. Татеваци/.

Церковь не ограничивается только земными членами ее, согласно Писанию она включает себя всю совокупность людей когда-либо состоявших в Церкви, а так же и ангелов. Апостол Павел говорит о том, к чему приступает всякий, кто входит в Церковь, среди них он перечисляет и мужей достигших совершенство и ангелов: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» /Евр. 12:22-24/.

«Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» /Еф. 1:10/.
Смысл почитания святых состоит ни только в молитвенном общении с ними, как составляющими небесную Церковь. При этом они не являются посредниками нашего спасения («Нет другого имени под небом, данного человекам которым надлежало бы нам спастись» /Деян. 4, 11-12/), так как посредник и Ходатай один Иисус Христос (1 Тим. 2:5-6), но они молятся Христу прося о наших нуждах. Апостол Павел часто сам просил молитв за себя, а так же молился сам за других людей. «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе» /2 Фес. 1:11/.
«Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» /Кол. 1:9/.
«Братия! молитесь о нас» /1 Фес. 5:25/.
«Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распростра-нялось и прославлялось, как и у вас» /2 Фес. 3:1/.
«Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах» /Кол. 4:3/.
«Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» /Евр. 13:18/.

Вот поэтому точно так же и мы сегодня обращаемся с прось-бой помолиться за нас к другим верующим и тем более к святому представителю Церкви небесной, который для нас не умер, а жив, ибо как говорит наш Господь: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» /Матф. 22:31-32 /.

Как и было сказано выше, что смысл почитания святых состоит ни только в молитвенном общении с ними, но еще и в подра-жании их жизни:
«В вечной памяти будет праведник» /Пс. 111:6/.
«Память праведника пребудет благословенна» /Прит. 10:7/.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» /Евр. 13: 7/.
«Будьте подражателями мне, как я Христу» /1 Кор. 11:1/.

Вот поэтому Церковь следуя Св. Писанию установила специ-альные дни памяти святых, чтобы верующие, подражая житию и вере святых, почитали бы их и тем самым укреплялись бы в вере и благочестивой жизни.

Отрицание почитания святых приводит к отрицанию жизни вечной и Церкви Небесной,к отрицанию молитв и помощи Ангелов.

«И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» /Откр. 8:3,4/.

Поэтому почитание святых важно для каждого христианина, ибо с одной стороны он может приобщиться Самого Господа и Жизни Вечной: «чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» /1Иоан.1:3/, а с другой стороны молитвами святых можно получить отпущение грехов и исцеления: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». /Иоанн.5:16/, «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». /Иак. 5:15,16/, «Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» /Иов 42:8/. И если мы сами можем молится за своих согрешивших братьев, то тем более святые.

Далее, отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной исто-рии. Однако Св. Писание не дает оснований для таких предположений. О молитве святых (даже независимо от нашей просьбы) за живущих на земле в Библии говорится как о чем-то вполне естественном: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» /Иерем. 15:1/. Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония, «простирая руки, молится за весь народ Иудейский», при этом Ония говорит Иуде о пророке Иеремии: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» /2 Мак. 15:12-14/.

И если Ангелы молятся за нас, помогают и служат нам, то тем более святые имеют власть предстоять пред Богом за нас и наши нужды: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» /Матф. 18:10/, «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» /Пс. 33:8/, «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? » /Евр. 1:14/.

Итак нельзя сомневаться в том, что святые по отшествии своем на небо могут слышать наши молитвы, знать наши нужды и исполнять наши просьбы, ибо обращение к святым имеет свое глубочайшее основание в учении ААЦ об общении святых, в сверхъестественном общении, которое является плодом искупитель-ного дела Иисуса Христа: «так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» /Рим. 12:5/. Члены одного тела не могут не заботиться друг о друге: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» /1Кор. 12, 26/.

Так на основании этого живого соединения заранее можно предположить, что святые на небе как торжествующие члены этого тела, уже достигнув своей цели, не остаются безучастными к нам, вынужденным сражаться за победу: «стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» /Флп. 3:14/. Мы радуемся достигнутому ими блаженству и приветствуем их. Но они еще больше сострадают нам. Мы в них уже торжествуем, а они сражаются за нас своим ходатайством. Иначе можно было бы предположить, что они забыли о своих собратьях по не несчастью, как виночерпий фараона, выйдя из темницы и достигнув почетного положения, забыл о толкователе снов. Но виночерпий и Иосиф не были членами одной Главы. Мы же, напротив, «тело Христово, а порознь – члены». Мы можем с уверенностью предположить, что их любовь к ближнему, берущая начало в любви к Богу и имеющая Бога своей целью, сейчас, когда они соединены с Богом пламенной любовью, никак не ослабела по сравнению с тем, какой она была на земле, где им приходилось бороться с человеческой слабостью. Напротив, приблизившись к источнику милосердия, они и сами стали более сострадательными и полными любви к земным братьям, поскольку перенесли эту любовь и в загробную жизнь, ибо «любовь никогда не перестает» /1 Кор. 13:8/. И если они молились за близких им по духу на земле, то эта молитва не прекращается и на небе. Святые – это те, кто уподобился Христу в духе веры и любви. А так как Он есть наш постоянный Ходатай к Отцу, то и уподобляющиеся Ему праведники не могут не быть предстателями о нас пред престолом Божиим: иначе они не имели бы в себе духа Христова, не были бы подобны Спасителю.

Верование Церкви в ходатайство пред Богом святых и в их готовность оказать помощь членам Церкви земной служит основанием для живущих на земле к тому, чтобы призывать святых в молитвах. Призывают их, конечно, не как существа, обладающие собственною властью совершить что-либо, а как близких Богу, как друзей Божиих, как ходатаев пред Ним, которые своим предстательством могут усиливать значение наших молитв пред Богом. Такое призывание святых, являясь одной из форм общения в духе любви, может быть только благоугодно Богу. И это общение происходит в Духе Святом, о чем и говорит Святой Русской Церкви Иоанн Кронштадтский: «Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными глазами и ушами видим и слышим посредством света и воздуха; но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении со зрением и слухом духовным: на далеком расстоянии мы не видим весьма многих предметов, не слышим весьма многих звуков. Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользает ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий,-в Коем пребывают, видят и слышат нас святые, Всесовершен, Всеведущ, все видит и слышит, потому что Вездесущ».


Источник: сайт Вардапета Гевонда.

1 Ответ

  1. Март 14, 2015

    […] — О почитании святых […]