Об исповедании грехов

Вардапет Саркис Шнорали (12 век).

перевод: Сона Мкртумян

Исповедание грехов было определено еще с начала мира. Т.к. когда грехопадение вошло в человеческую жизнь и родился грех, вместе с ним проявилось и Божье человеколюбие, с радостью призывающее к исповеданию грехов, говоря Адаму: «Адам, где ты?» (Бытие, 3:9) Господь сказал это после того, как Адам согрешил. Какое еще волеизъявление выражалось в этом вопросе, как не призыв к покаянию. Но, несмотря на это, Адам был осужден. Потому что, как и везде, каждый, кто исповедует свои грехи, получает отпущение, а кто не исповедует, тот будет осужден.

002Посмотри на Каина и Ламеха и научись от них истине действительности. Оба они совершили один и тот же грех – соделали убийство. И грех Ламеха был еще страшнее и тяжелее, потому что до него подобное преступление уже совершалось: перед ним был пример Каина. А у Каина такого примера не было. Ламех, побоявшись Божьего суда, который настиг Каина, сам приговорил себя к осуждению. По этой причине он, исповедуясь, сказал своим женам: «…Послушайте голоса моего, жены Ламеховы! Внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Бытие, 4:23-24).

Говоря это и исповедуясь в тайно совершенном грехе, он удалил от себя гнев Божий. В случае с Каином получилось иначе: он был призван к покаянию, но взбунтовался, и поэтому был осужден. И не только за то, что не сожалел о своем грехе, но и в особенности за непокорность, т.к. Господь обратился к нему с любовью, а он ответил ему жестко и дерзко (см. Бытие, 4:9).

Когда виновный Каин был один, Бог задал ему вопрос. Он призвал его к покаянию и хотел отпустить ему грехи, найти возможность оправдать его. Но когда Каин проявил дерзость, Господь наказал его и не принял его раскаяния и покаяния. Видишь ли пример покаяния? Когда оно возникло, какую силу обрело в оправдании кающегося грешника и как осудило того, кто вовремя не принял его с любовью. Вот почему Бог призывает людей к покаянию и исповеданию своих грехов ради очищения: «…Говори ты, чтоб оправдаться (Исайя 43:26). Исповеданный грех легчает, а неисповеданный тяжелеет. Обо всем этом и Давид говорил в своих Псалмах: «Беззаконие мое я познал и греха моего я не скрыл, сказал: «…исповедуюсь Господу в беззаконии моем», и Ты простил нечестие сердца моего» (Пс.31:5) Этим он показывает безграничное человеколюбие Бога, который при наших тяжких, как горы, грехах, требует от нас чего-то легкого – словесной исповеди. Ведь что в нашей природе есть более легкое, чем слово, которое не требует ни времени для произнесения, ни работы для своего рождения, а легко с мыслью переходит на язык и выговаривается, и тайные сердечные помышления оно открыто являет так, как желает.

Бог требует от нас такую простую вещь для вознаграждения нас отпущением грехов. «Покайся, – говорит он, – в беззакониях своих» (Исайя …26). И ничего труднее этого он не заповедал делать – ни сдвигать горы, ни идти в чужие земли, ни ходить по воде, ни летать по небу, что мы не в состоянии делать по природе своей. Потому что, если бы он основал такие законы для отпущения грехов, все бы мы были безнадежно пропавшими.


Источник: Официальный сайт РОССИЙСКОЙ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ ЕПАРХИИ СВЯТОЙ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ