Общее представление о христианстве и Армянской Апостольской Церкви

Прежде чем говорить об Армянской Апостольской Церкви, нам необходимо понять, что такое Церковь и для чего она нужна, потому что наше общество долгие годы жило в эпоху коммунизма, когда Церковь и вера в Бога были запрещены и многие люди до сих пор не знают для чего нужна Церковь, и кто её основал.

Церковь – это сообщество или община верующих в Иисуса Христа людей, и старающихся жить по его учениям, по Его заповедям. А Храм – это место общения человека с Богом, место для совершения богослужений и собрания верующих, т.е. членов Церкви. О Храме Сам Иисус сказал: «Дом Мой Домом Молитвы наречется».ahtamar

Самая первая Церковная община состояла из 12 учеников — Апостолов Иисуса Христа, двое из которых, Фаддей и Варфоломей являются основателями Армянской Церкви, откуда и название – Армянская Апостольская Церковь, что подчеркивает возникновение Её вероучения из единственного первоисточника без посредничества другой Церкви.

Семена веры, посеянные Св. Апостолами в Армении, дали урожай и в 301 году, благодаря Св. Григорию Просветителю, армянский царь Трдат вместе со всем двором принял христианство и провозгласил христианство единственной и государственной религией Армянского царства.
Духовным центром Армянской Церкви является Эчмиадзинский монастырь. Основание Эчмиадзина связано с чудом. Сам Господь Бог наш Иисус Христос сошел на землю Армянскую и, указав Св. Григорию Просветителю место где надо построить церковь, пообещал ему, что Церковь Армянская не поколеблется и врата ада не одолеют Ее. И место сие названо «Эчмиадзин», что в переводе с армянского означает «Сошел Единородный», т.е. Единородный Сын Божий.

Эчмиадзинский монастырь является резиденцией Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.
К сожалению, иногда приходится встречаться с мнением, что Армянская Апостольская Церковь — это церковь григорианская, монофизитская и, как следствие, еретическая. Это мнение ложное. Армянская церковь никогда таковой не была. Все те учения, которые были принесены Апостолами в армянский народ, сохранены в чистоте и неизменности и по сей день.

В основе христианской веры лежит Святая Троица. Бог открыл о Себе людям то, что он один, но троичен в Лицах.

Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один в трех лицах. Святая Троица – Единосущная и нераздельная.
Все три лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух составляют собой одно существо.
Бог есть Любовь, и ничто не может изменить или приуменьшить Божественную Любовь к нам людям, его творению. Доказательством этой Любви стала Жертва Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную».

Бог открыл нам всё, что необходимо знать людям о жизни, о её смысле, как нам надо жить, по какому пути идти, и что нас ждет после смерти.

Божье Слово было записано людьми в Священные книги, т.е. Священные Писания, собранные воедино они и составляют Библию. Библия — это Богодухновенная книга, написанная по Божественному внушению.

Церковь обладает таинствами, установленными Богом. Таинства – это священные действия или богослужения, при которых не видимо, но реально через священнослужителей действует Благодать Святого Духа. Благодать — это Божественная энергия, сила или действие, в котором Бог являет Себя человеку, преодолевающему с его помощью грех. Ведь в этом и есть весь смысл христианской жизни, задача христианина — спасение от греха, очищение и исцеление души, исполнение Евангельских заповедей и соединение с Богом.

Слово грех, в переводе с греческого означает ошибка, промах. Грех – это повреждение человеческой природы, болезнь души.

Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами. Если мы видим, как грехи разрушают нашу душу и жизнь и обращаемся к Богу за помощью, Он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим сами себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воли…

В Армянской Церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, рукоположение и соборование.

Каждое таинство имеет свое предназначение и смысл. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати.

1. Крещение является первым из таинств, через него человек причисляется к пастве Христовой, став сыном Божьим и членом Церкви. Крещение называется «таинством входа» и является предусловием для участия во всех остальных церковных таинствах.

2. За очистительным таинством крещения следует благодатное таинство Миропомазания. Через священника Дух Святой ставит печать благодати на новокрещенного христианина, чем исполняется полнота крещения. Св. миром помазывают 13 частей тела.

3. Таинство Покаяния или исповедь — это священнодействие, в котором священник данною ему Силой Духа Святого освобождает от грехов кающегося христианина.

4. Таинство Причащения. Причастие — это важнейший шаг в нашей жизни, когда мы соединяемся с Богом. Господь наш Иисус сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».
В причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы — частью Его.

5.Таинство Венчания. Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

6. Таинство Елеосвящения или Соборование.
Таинство Елеосвящения совершается над больными для исцеления их от немощей душевных и телесных. Это душеспасительное таинство исполняется не только в церкви, но и на дому — для лежащих тяжелобольных или тех, кто при смерти.

7. Таинство рукоположения. Рукоположение или Священство — таинство посвящения божественному служению.

Неотъемлемой частью жизни христианина и члена Армянской Церкви, является Божественная Литургия.
Во время Литургии совершается Святое Таинство Причащения, установленное нашим Господом. Главная цель Божественной Литургии состоит в том, чтобы христиане причащались.
В Армянских Храмах Божественная Литургия совершается каждое воскресение и начинается в 11 часов.

В Армянской Церкви существует также несколько обрядов.
Если таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовную жизнь человека и изменяет ее, то обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека.

В Армянской Церкви приняты следующие обряды:

• Крестное знамение
• Благословение дома
• Зажигание свечей
• Матах (пожертвование) или благотворительный обед
• Панихида


Составитель: Георгий Касабов.