Монофизитство предано анафеме Армянской Церковью в 506 году

029 - копияАрмянскую Апостольскую Церковь на протяжении уже долгих столетий обвиняют в монофизитстве, то есть считают Ее последовательницей ереси Евтихия, который, вооружаясь против ереси Нестория, впал в противоположную крайность. Он совершенно сливал во Христе две природы так, что признавал в Нем не только одно Лицо, но и одну природу, от чего последователи этого еретика и назывались монофизитами. Он говорил: «После воплощения Бога Слова я поклоняюсь одному естеству, естеству Бога…», то есть для него человеческая природа во Христе была поглощена Божественной, а потому во Христе явилось и жило на земле собственно Слово под видом только плоти, и Само Божество Слова страдало, было погребено и воскресло… Именно это заблуждение и приписывают Армянской Церкви, что есть большая ложь и заблуждение.

/Архимандрит Гевонд Оганесян/.


Учение Армянской Церкви по данному вопросу окончательно сформулировано св. Нерсесом Шнорали в “Изложении веры Армянской Церкви”, адресованной императору Византии Мануилу Комнину в 1166 году: “Исповедуем, что Единое из Трех Лиц, Сын… вместился во чрево Девы… прияв от Нее наше греховное и тленное естество: душу, ум и тело… Слово… не призрачно прошло через Нее, как бы чрез канал какой, как превратно умствовал Евтихий… Не иной и иной еще, но Единое Существо и Единое Лице из двух естеств, во Едином Иисусе Христе соединенных несмесным и нераздельным соединением… Мы исповедуем, что от двух естеств соделалось единое и что в соединении не потерялось ни которое из обоих”.
Говоря о проблеме двух волей и двух воздействий, св. Нерсес подчеркивает: “… О воле разумеем мы не так, чтобы Божеская воля во Христе была противна воле человеческой или человеческая воля Божией, но Единого Существа, сугубым соделавшегося, воля была по разным временам иная — иногда Божественная, когда хотел Он являть силу Божескую, и иногда человеческая, когда хотел показывать смирение человеческое…”
“По подобию того, что в единой самовластной воле Божества двоякое было хотение без сопротивления (одного другому), Божеское и человеческое, веруем, что и действие в соединении также было Божеское и человеческое… Соединенный из двух сопротивных, соделавшись Единым, носил в Себе сопротивные ощущения обоих: человеческим естеством — страдание и смерть, а Божеским — бесстрастие и бессмертие. Тот же, Который умер плотию, жив был по Божеству”.


В 1964 г. в г. Ааргус (Дания) начался диалог между богословами Православных и Древневосточных Церквей. Стороны пришли к следующим выводам:
— Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство:
— Древневосточные Церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской Церковью.

Армянская Церковь предала анафеме Евтихия с его  заблуждениями еще в 506 году на Первом Двинском соборе.


Также см. по теме: «Различие и родство Церквей» /А. Меружанян.

1 Ответ

  1. Апрель 15, 2016

    […] того, монофизитство анафематствуется во всех вышеперечисле…. Непримиримыми борцами с монофизитством были такие […]