Как помочь душам усопших

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

По традиции ААЦ дни, следующие за Великими праздниками (Богоявление, Пасха, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста.), являются днями поминовения усопших. В эти дни служится Литургия в память усопших, затем следует заупокойная служба, а уже после можно идти на кладбище, чтобы посятить могилу усопшего. К сожалению из-за неведения в армянском обществе до последнего времени существовало ошибочное мнение, мол в субботу за день до праздника на кладбище нужно идти для поминовения «старых» усопших, а в само воскресение (в праздник) нужно идти для «новых» усопших. Понятие «старых и новых» усопших чуждо для Церкви, ибо с одной стороны, когда в праздничный день идут на кладбище сами себя лишают праздничной Литургии и благодати, а с другой стороны самих усопших лишают молитв всей Церкви, которым более нужны эти молитвы, чем «похождения» в праздничные дни на их могилы.

Стоит обратить внимание и на другие языческие и суеверные предрассудки, связанных с усопшими, которые ничего общего не имеют с христианством. К примеру: когда усопший находится дома, то обязательно должны завешивать все стекла шкафов и зеркала белой простыней. Находяшийся в комнате с усопшим «не имеет права» заснуть. Когда выносят гроб из дома, то должны несколько раз покрутить его. На могиле надо «не допить» водку, а остальную часть обязательно вылить на могилу, а самое важное не дай Бог, чтобы с кладбища что-нибудь принести обратно домой. Так же, не дай Бог, чтобы по возвращении с кладбища помыть руки у себя дома, а только на улице… Интересно то, что когда спрашиваешь, почему так поступаете – никто не может ответить… А суть всего этого в неправильном знании о душе человека и потусторонней жизни, а это все пережитки язычества, которые из-за отсуствия истинного знания и веры, сатана возраждает в умах людей. Язычник верил, что душа человека не покидает дом до тех пор, пока тело еще дома, и эта душа может забрать с собою душу живого, который заснул рядом с телом усопшего – поэтому нельзя засыпать рядом. Душу усопшего можно было увидеть в отражении стекла и зеркала, поэтому должны завешивать все стекла шкафов и зеркала белой простыней, чтобы «случайно» не увидеть душу усопшего. Язычник верил и в то, что после похорон душа может вернуться домой, а для этого, чтобы запутать путь крутил гроб и не приносил с кладбища ничего, чтобы усопший по «запаху» не нашел бы путь домой. Язычник так же верил и в то, что души питаются запахами от пищи и питья, а поэтому на могиле устраивали трапезу…
Грустно и смешно, ибо все это не имеет общего с христианством!
Человек, когда умирает, то за его душей приходит Ангел, который души праведников, несет в Небесные обители, которые и обещал Господь: «в доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» /Иоан. 14:2-3/. А души тех христиан, которые не исполнили дел праведности и не достигли совершенства и души грешников, Ангел несет в специальную обитель-станцию душ, где будут ждать Суда. Поэтому души не блуждают по улицам и кладбищам, пугая людей. И вместо того, чтобы бояться уснуть рядом с усопшим, лучше молиться за него и читать Псалмы. Вместо того, чтобы осквернять могилу, обливая ее водкой, лучше пригласить священника, чтобы тот помолился за усопшего и благословил крестом могилу. Вместо того, чтобы «запутывать» дорогу усопшему, лучше самому не запутываться в суеверных и языческих предрассудках, и следовать наставлениям и древним традициям ААЦ…
Итак, для Св. Татеваци усопший похож на человека, который отправляется в дальние края, где из-за долгов попадает в тюрьму. Будучи в тюрьме, он посылает письмо своим любимым, с надеждой, что они выплатят долги и освободят его…
Так и усопшие, отправляясь в «дальние края» имеют множество долгов – грехи множественные, и поскольку здесь не смогли искупить их покаянием, то там и подавно не смогут, ибо там нету искупления и покаяния. Поэтому устами пророка взывают к нам: «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня» (Иов 19:21).
А то, что говорит «рука Божия коснулась меня» – речь не о вечном наказании, а о назидании Божием должникам, имеющих надежду на милость Божью в день Суда. «Поэтому и вопиют к нам, ибо помощь живых польза для усопших, как и просьбы сестер Лазаря помогли брату».
Итак, очень важно своими молитвами помогать усопшим, ибо если не поможем им, то после нашей смерти не помогут нам другие, как и сказал Господь: «и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:2).
Но самое главное, это молиться за своих усопших родителей, поскольку мы в долгу пред ними. Они родили нас, кормили, обували, доброму мы научились от них и многое имеем от них.
«Итак, – обращается к верующим Св. Татеваци, – не ленитесь в молитвах за них, ибо родители из-за любви к детям обленились в делах покаяния и занялись делами житейскими, говоря ложь и собирая вещи, множество грехов совершили; и поэтому надо, чтобы долги их были выплачены молитвами (их) детей».
На это Св. Татеваци приводит пример из 25 главы Второзакония:
«Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: “деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне”; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет:”не хочу взять ее”, тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет:”так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему [у Израиля]“».
Итак, предки наши взяли в жены епитимию и умерли бездет-ными, т.е. не совершили дел покаяния. И поэтому надо, чтобы их близ-кие взяли их епитимию и родили бы им детей, т.е. сотворили бы дела покаяния. Но многие берут наследство, оставленное родителями, а дел покаяния за них не совершают, поэтому на Суде пред Господом и Святыми жена сия – епитимия, будет обвинять их, мол взяли все наследство, а меня не взяли ради усопших, и тогда снимет она обувь, что есть их честь и плюнет в их лицо, т.е. опозорит на площади великого Суда Христова.
«Кроме всего этого, усопший более вызывает жалости, чем всякий другой, – считает Св. Татеваци, – ибо отошел в безнадежное, не говорит, не просит, не находит, а лишь пред тобою лежит распростершимся с жалким лицом». И потому усопшие более нуждаются в милостыне и в помощи, чем остальные нищие, ибо не имеют ничего. Не будет им пользы от раскаяния, исповеди, ибо время прошло; теперь не время сеять, а пожинать.
Не имеют они никакого утешения, кроме того, как говорит Евангелие: «и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», ибо души успоших питаются крошками Ангелов, Святых и добрых людей, живущих на Земле; и крошки сии суть: добродетели, литургия, молитва и милостыня. И поэтому усопшие более нуждаются в милостыни и помощи. В подтверждение этих слов Св. Татеваци приводит один пример: «Ибо написано, что два священника служили литургию, один за грешников, которые пребывают в миру, а другой за усопших, которые уже отошли. И среди них произошел спор, что лучше, литургия за усопших или же за живых?». Тот, что молился за живых, приводил свои причины, мол, живые более нуждаются в молитве, ибо всегда пребывают в испытаниях и в искушениях, и если умрут нераскаянными, то сразу же отойдут в ад. А вот усопшие, уже дошли до дверей милостыни Господней, а если и есть какие-то грехи, то их можно искупить простыми молитвами и делами милостыни. Но второй священник думал не так, для него все грешники суть нищие, которые нуждаются в милостыне. Живой нищий имеет глаза, чтобы видеть, имеет руки, чтобы работать и имеет ноги, чтобы ходить, значит, он может творить дела епитимии, может исповедоваться и творить милостыню. А усопший нищий ничего не имеет и не может никак искупить своих грехов, и поэтому он более нуждается в молитвах и литургии.
Рассмотрим, за каких усопших полезно молиться, а за каких нельзя. Молиться надо за человека, прожившего на земле святую жизнь, но случайно впавшего в малые прегрешения, будь то душою, словом или телом, и поэтому посредством священнической молитвы можно и искупить эти прегрешения. Также надо молиться и за человека, который, прожив жизнь в грехах, совершенно раскаялся и исповедовался, но из-за смерти не успел свершить дел епитимии, поэтому для него молитвы священника и литургия даруют искупление грехов. И поскольку он уже не может искупить своих грехов, то «долги его искупает Св. Церковь», как по просьбам сестер Лазаря, Господь воскресил последнего.
А вот за усопших, но «нераскаянных, неверующих и некре-щеных инородцев не подобает и молиться», ибо не получат пользы и даже наоборот, молитвы и литургия повредят им и будут мучительны. И если священник из-за сребролюбия будет служить литургию и моли-ться за нераскаянных, то все равно его молитвы не будут услышаны.
Итак, как можно помочь усопшим?
Как человека, заключенного в темницу, можно освободить четырьмя способами, так и усопшим можно помочь:
1. Родные заключенного могут сами непосредственно пойти к царю, и сами же попросить у него освобождения, так и мы можем сами в своих молитвах просить у Господа о милости к нашим усопшим. Св. Татеваци советует говорить молитву «Отче наш» или же сказать: «Господи помилуй», или же любую другую молитву, ибо все они полезны для усопших.
2. Можно дать взятку приближенным и любимцам царя, чтобы те сами попросили бы его. Так и мы можем дать «взятку» приближенным и любимцам Господа – бедным и бездомным, чтобы они молились за наших усопших, ибо «призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их» (Пс. 101:18). И поэтому в нашем народе принято делать Матах в память усопших и раздавать нуждаюшимся.
3. Можно нанять ходатаев, чтобы те просили, так и мы можем «нанять» священников, чтобы те молились за наших усопших и служили бы литургию.
4. Далее, можно заплатить в царскую казну, тем самым выкупить заключенного. Так и мы, можем за душу усопшего пожертвовать на Храм Божий – Церковь.
А вот кто не милует усопших, то есть не покрывает их долги, когда сам умрет, то все те молитвы и добрые дела, которые сотворят для его души, не помогут ему, а пойдут тому, кому он был должен.
Далее надо знать, что есть люди, похожие на хищных зверей, которые раскапывают могилы и съедают тела умерших, так и эти люди настолько немилосердны, что ни только не молятся за усопших, но злобно, своей хулою, в могиле воротят кости усопшего. Хулить усопших более грешно, чем хулить живых, ибо против самой природы мстить усопшим. Так и воин, который пронзил копьем ребро Христа, поступил более мерзко, чем те, которые распяли.
Поэтому очень важно подавать милостыню усопшим, будь то духовно или телесно, чтобы Милостивый Бог помиловал их, простил все их прегрешения и упокоил их в свете Своем. А в следующее пришествие Христа Бога нашего и Спасителя, вместе со всеми Святыми и любящими имя Его, поставил бы их наследниками Царства Небесного. Аминь!
Шараканы и Евангельское Чтение
Заупокойного Чина

Шаракан

Слово-Боже, соучастник творчества Отца, Творец сущих из небытия! даруй прощение усопшим рабам твоим, когда придешь судить созданных непорочными Твоими руками.
Ты, посланный от Отца и воплотившийся от Святой Девы, даруй прощение усопшим рабам твоим, когда придешь судить созданных непорочными Твоими руками.
Ты, который на кресте был бездыханен, разрушил державу смерти, даруй прощение усопшим рабам твоим, когда придешь судить созданных непорочными Твоими руками.
Ты, который венчаешь Твоих святых и раздаешь нескончаемые блага, даруй прощение усопшим рабам твоим, когда придешь судить созданных непорочными Твоими руками.

Чтение

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
/Иоан. 12:24-26/.

Шаракан

В вышнем Иерусалиме, в обители ангелов, где пребывают Енох и Илия, покрытые сединами, белизною подобными белизнам голубя, в Раю Едемском – [там упокой], милосердный Господь, и помилуй души наших усопших.

Молитва

Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи помилуй! Христос, Сын Божий! Незлопамятный и милосердный, смилуйся Твоей любовью Творца над душами усопших рабов Твоих. В особенности над душою (имя…).
Помяни в день великого пришествия Царствия Твоего! Соделай достойной милости, очищения и оставления грехов. Утвердив прославь со святыми Твоими по правую сторону Твою. Ибо Ты есть Господь и Творец всего, судья живых и мертвых. И Тебе подобает слава, владычество и честь, ныне и всегда и вовеки вечные. Аминь.


Источник: сайт Вардапета Гевонда.

1 Ответ

  1. Март 14, 2015

    […] — Как помочь душам усопших […]