«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

0_6bbe0_c6cadbb8_XL«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки 6:31). Эти слова Иисуса, которые традиционно называются «золотым правилом», провозглашают тот принцип, которым должен руководствоваться истинный христианин в отношениях с себе подобными.

Словосочетания «как хотите» и «так и вы» имеют смысл взаимности и равноценности. Но о какой взаимности идет речь? Конечно, не о взаимной ненависти: «глаз за глаз, зуб за зуб» (Исход 21:24), а о взаимной доброте. Но какова эта доброта? Поступлю хорошо по отношению к кому-либо, чтобы в будущем он поступил хорошо со мной? Или поступлю хорошо потому, что до этого он поступил со мной хорошо? Или поступлю хорошо потому, что сейчас он относится ко мне хорошо? В следующем после «золотого правила» отрывке (Евангелие от Луки 6:32-34) Иисус осуждает именно подобный подход, потому что «и грешники поступают так же». «Золотое правило» не говорит: «То, что люди делают для вас, то и вы делайте им», что соответствовало бы вышеуказанному мышлению, но заповедует последователям Христа поступать с человеком так, как хотели бы, чтобы он поступил с ними. Это правило исключает какую-либо личную выгоду, какое-либо самолюбие в прошлом, нынешнем и будущем временах. Правило не сформулировано с отрицательным ударением: «Как не хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы не поступайте с ними». В этом случае поступок человека ограничивался бы несовершением зла, в то время как «золотое правило» открывает территорию для совершения добра. Логика этого правила подсказывает, что любовь к самому себе является основой любви к ближнему. Если любишь меня истинно, я не могу не любить другого. Следовательно, если хочу, чтобы кто-то совершал добро по отношению ко мне, я также не могу не совершать добро по отношению к нему.

А если не все поступают по отношению ко мне хорошо, а некоторые поступают плохо, то что должен делать я? В отрывке (Евангелие от Луки 6:27-30) перед «золотым правилом», смысловое окончание которого – наставление «любите врагов ваших», Иисус наставляет, что не только не должно отвечать на зло взаимностью, но необходимо делать добро тому, кто делает зло. Здесь речь идет не о мазохизме, который может показаться в 29-м стихе шестой главы Евангелия от Луки: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую». Гонение не добро, которого можно жаждать, а зло, и христианин по возможности должен делать так, чтобы остановить это зло. Ответ ударом на удар не может разбить цепь насилия. Личности, совершившей зло, необходимо отказаться от зла, что может вернуть ее в рамки человечности, открывая место для любви. Это единственный способ прекратить гонения. Любовь – единственное лекарство, даже если опыт показывает, что она не действует. Вот почему Иисус добавляет, что за гонителей необходимо молиться и просить божьего благословения (Лука 6:28). Только Бог может сделать так, чтобы гонитель перестал совершать зло, обратился и стал добрым.

Иеромонах Рубен Заргарян


Источник: Официальный сайт РОССИЙСКОЙ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ ЕПАРХИИ СВЯТОЙ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ