Иерей Ншан Петросян

Беседа о счастье человека

Человек во все века стремился к счастью. Для кого-то это благосостояние, для кого-то – любимая работа, для иного счастье – быть окруженным близкими людьми или детьми. Для одного счастье – служить родине, для другого – быть здоровым. Счастье – это то желанное состояние души, которое дает человеку крылья, чтобы парить еще выше. А как стать счастливым? Этот вопрос с давних времен волновал человека. В качестве ответа на него великие мыслители, философы, писатели и художники давали самые разные советы. Известная фраза из классики «Человек создан для счастья, как птица для полета» и сегодня звучит совершенно точно. Однако счастье так и не стало царить везде и в сердце каждого.

О счастье человека, о его поисках и будет наша беседа с отцом Ншаном Петросяном – духовным пастырем церкви Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) в Кишиневе.

– Святой отец, что мы в конечном итоге понимаем под словом «счастье»?

– Мы действительно созданы для счастья, как птица для полета. Однако для того, чтобы душа взмыла вверх, то места мало, то сил не хватает, то встречный ветер мешает. Всегда находятся причины или условия, победа над которыми, кажется, обеспечит человеку желанное состояние счастья. И часто, таким образом, жизнь становится погоней за счастьем. Это очень похоже на поиски истины. Мы доходим до границы познания и видим, что горизонт поисков расширился еще больше. Все эти положения, которые современный человек приписывает счастью, всего лишь повторяют то, что за тысячу лет до нас говорили как великие мыслители, так и простые люди. Например, счастьем считали и считают чувственные радости, возможность осуществления своих желаний и амбиций, возможность быть свободным или просто любить и быть любимым. Люди во все времена были похожи. Неужели сегодня представления о счастье в обществе другие? Или, может, счастливых людей стало больше? Попробуйте найти хотя бы одного человека, который считал бы, что эти мирские стандарты делают счастье полноценным, и который смог бы беспристрастно заглянуть в свой внутренний мир и сказать, что он не хотел бы ничего изменить. Отцы церкви, говоря о счастье, используют слова «блаженство» и «радость». В Ветхом Завете слово «радость» можно встретить в нескольких местах, а в Новом Завете ни разу. Что такое счастье? Счастлив тот человек, которому все внутри и вокруг приносит радость. Тем не менее вся проблема в долговечности счастья, а не в счастливых моментах. Григорий Богослов так описывает земное счастье: «Человеческое счастье похоже на оставляемую кораблем легкую рябь на воде, которая показывается вначале и исчезает после того, как корабль проплывает».

– Счастье не в здоровье, потому что многие здоровые люди кончают жизнь самоубийством. Счастье и не в деньгах, потому что многие богачи несчастны. Святой отец, где человек может найти истинное счастье?

– О радости Христос говорит: «…Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Иоанна 15:11). Тем самым он показывает нам источник этой радости и счастья: «…И радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоанна 16:22). Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Иоанна 15.10). Обыкновенное счастье рождается от земных благ, и в этом нет ничего плохого, если этим не грешат и не злоупотребляют. Тем не менее настоящее счастье, которое можно назвать духовной радостью, рождается от ощущения присутствия Бога. Но счастье этого рода неизвестно тем, кто с ним еще не соприкоснулся. Также и тот, кто никогда не любил, не знает о любви ничего. Счастье вместе с радостью также приносит и мир. Когда мы думаем или говорим о мире и смотрим на наш внутренний или окружающий нас мир, то видим, как нам лично и обществу в целом не хватает этого состояния. Ни богатство, ни власть не обеспечивают этого желанного мира в душе. Чаще всего бывает наоборот: они становятся источником большей тревоги и большего напряжения. А что же говорить о мире в более глубинном, личностном смысле? Только проблема здоровья и старения, с годами беспокоящая все больше, к сожалению, не способствует присутствию мира в наших сердцах, не говоря уже о смерти, которая неизбежна. Значит, если мы считаем себя счастливыми, но при этом у нас есть проблемы с миром в душе, то наше счастье не будет долговечно. Истинный мир, который является основой счастья, мы можем найти лишь в Боге. Человечество, удалившись от рая, мир и счастье также оставило там. А что такое наше стремление к счастью как ни тоска по раю, тяга к нему. А ведь настоящий мир нам уже дан, необходимо лишь протянуть руку, чтобы получить его, открыть дверь своего сердца, когда в нее стучит Бог, чтобы Он вошел и наполнил нашу жизнь настоящим счастьем. Христос пришел, дабы наполнить этим счастьем и миром жизнь людей. Это позволит нам приобрести без исключения все, о чем мы мечтаем в жизни. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоанн 14:27).

– Отцы Церкви говорят, что счастье – это когда человек умеет быть благодарным, чувствует сердцем, за что и кого он должен благодарить.

– Благодарность – одно из самых естественных для человека и в то же время одно из самых честных чувств. Это значит не забывать о добре, которое оказали лично тебе. Можно сказать и по-другому. Благодарность – это такое теплое чувство, которое создает особое чувствительное поле между людьми, приводящее к взаимопроникновению. Когда кто-то относится к нам хорошо или делает нам добро, особенно если это не ответный шаг и особенно если это совершается без задней мысли, то мы воспринимаем это как дар. Тогда мы чувствуем, что нас любят и ценят. Христос говорит, что нет большей любви, как если кто отдаст жизнь свою, чтобы спасти другого. Если кто-то чужую жизнь, здоровье, благополучие или блага больше ценит, чем свои собственный, как можно остаться равнодушным к такой жертве? Во все времена жизнь святых являлась ярким свидетельством той ясной мысли, что вочеловечение Христа, прожитая им жизнь, перенесенные мучения и наконец смерть на кресте – все было ради них. И это было проявлением великой любви к ним. Они же отплатили взаимной любовью к Богу, насколько позволила им их вера, дух и сила воли. Их пример для мирского сознания остается загадкой до сих пор. Радость, рожденная от благодарности, не покидала их и во время мучений, и даже на пороге смерти. О благодарности есть одна очень точная притча. В раю было два ангела. Один из них всегда отдыхал, прислонившись к облаку, а другой постоянно спускался на Землю и поднимался в небо. Наслаждающийся покоем ангел спросил спускающегося вверх и вниз: «Зачем ты так часто спускаешься и поднимаешься?» И тот ответил: «Я ангел, доносящий до Бога людские молитвы и просьбы. А ты почему целыми днями лежишь на облаке?» – «А моя обязанность – преподносить Богу благодарственные молитвы».

– Господь зовет к себе всех отчаявшихся, претерпевших горе, отверженных, больных, чтобы исцелить, дать надежду и счастье. Осознает ли это человек двадцать первого века, идет ли навстречу этому зову?

– Человек действительно родился ради вечной жизни в Царствии Небесном, где отсутствуют все те явления, которые мешают нам быть счастливыми. Вряд ли мы сможем найти хоть одного человека, у которого нет никаких проблем со здоровьем, кто не испытывал боли, страданий или горечи расставания. А мир, общество управляемы войной, враждой, нетерпимостью, дерзостью, отсутствием любви и другими явлениями, которые не оставляют и следа счастья в душе. И все это результат отдаления от Бога. Это дорога мирских ценностей, принципов, идеологий и образа действий, характерная для всех времен. Мы живем в такое время и пытаемся избежать этих безумных процессов и найти место, где нас не достанет даже их всепроникающая обратная связь. Я могу засвидетельствовать, что посещающие церковь верующие благодаря подлинной, живой вере в Иисуса Христа обрели благословенный мир, к которому они тяготели до его осознания в течение всей жизни. В ряду таких верующих мы можем увидеть и множество наших соотечественников, которые подсознательно понимают, что Бог является источником счастья, и которые, находясь в церкви, чувствуют атмосферу мира, полную божественной благодати. Сегодня нам необходимо отойти от традиционных христианских представлений о Боге к опыту личного познания Бога и к живому общению, чтобы Бог перестал быть для нас «какой-то силой в каком-то месте» и стал нам таким же знакомым и близким, как наши родители. Первое условие для этого, кроме веры, – это доверие к Нему, когда со всей искренностью, без страха и сомнения нашу жизнь и все то, что нам дорого, мы вверяем воле нашего Небесного Отца с убеждением, что все это теперь в более безопасных и заботливых руках.

– Может ли христианин мечтать о «небесном» счастье?

– Необходимо различать «земное счастье» от «счастья на Земле». Если речь идет о земных наслаждениях, то, как было сказано выше, это мечты о счастье непостоянном и обманчивом. Если же речь идет о христианском счастье здесь, на Земле, то при условии, что человек созидает свою жизнь вместе с Создателем, исполняет Его волю, счастье станет кровью в его венах уже в этой жизни и в его душе запечатлены будут слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор. 2:9).

– Отец Ншан, какой совет Вы бы дали молодым людям, которым предстоит еще выбрать свою вторую половину, для того чтобы быть счастливыми и создать крепкую семью?

– Жизнь и любовь – дары Бога. И благословение семьи также от Бога. Господь – создатель всех добрых отношений, включая отношения между любящими. Поэтому я думаю, что решение проблемы выбора возлюбленного (возлюбленной) и создания крепкой семьи в том, чтобы вручить ее Божьей воле и просить Его руководить вашим выбором. Ведь сотворивший душевную близость, лучше других знает, как достичь того, что сделает счастливыми молодых людей и послужит славе Божьей. Семейное счастье лишь тогда бывает полным, когда оно является частью небесного мира: когда основано оно на любви, взаимной заботе, когда дети, как благословение Божие, являются плодом любви. А когда выбор уже сделан и семья создана, то любовь и тепло семейного очага зависят от постоянной каждодневной работы над собой как мужа, так и жены. И если все это делается с любовью и преданностью, то никогда семейная жизнь не будет казаться тяжестью или грузом, а наоборот, радостью и восторгом наполнит земную жизнь и заложит основу того истинного счастья, которого вкусят они в Царствии Небесном. Такую семью можно по праву назвать семейным раем.

Алвард Назарян

Пер.: Сона Мкртумян