Иерей Виген Казарян

Беседа о силе Святого Креста

В средневековой Армении умеренное почитание образов в Армянской церкви постепенно преобразовалось в почитание креста, символизирующего силу невидимого и неосязаемого божества. «Образ креста, – говорит Гарегин Овсепян, – является знаменателем христианства и его распятого основателя». Ананиа Сананеци считает Святой Крест истинным образом Бога. Сын Божий, Христос, ради искупления человеческих грехов и дарования жизни был распят на кресте. Для христианина крест стал символом страданий Иисуса Христа. В церкви ни одно таинство не совершается без креста. Крест устанавливается на куполе и колокольне церкви. Какова сила Святого Креста? Когда и как осенять себя крестом?

На вопросы отвечает духовный настоятель монастыря Пресвятой Богородицы (Ахтала /Армения) священник Виген Казарян.

– Тер Виген, в армянском календаре есть 4 праздника, посвященных кресту. Как вы объясняете благоговейное отношение к кресту у армян?

– История свидетельствует, что через Григория Просветителя наши предки первыми приняли путь креста. Мы являемся чадами того народа, который уверовал, когда Христос еще не был распят. Об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна 12:20-23: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые эллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому». Мовсес Хоренаци свидетельствует, что эллины были людьми, отправленными армянским царем Абгаром. Они принесли для Господа письмо царя, в котором армянский царь исповедовал Иисуса Богом и приглашал в Армению. В письме, продиктованном апостолу Фоме, Господь говорит: «Блажен, кто верует в меня, не видавши меня. Ибо написано обо мне: видящие меня не уверуют в меня, не видящие – уверуют и будут жить. А о том, что ты мне писал – прийти к тебе, то должно мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда я свершу это, я вознесусь к тому, кто меня послал. Когда же воз­несусь, пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вы­лечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным твоим» (Мовсес Хоренаци «История Армении», книга 2, глава 32). Это письмо и животворящий образ нашего Господа Анан принес и отдал царю Абгару. Этим письмом Господь восхваляет наш народ за нашу безграничную веру в лице святого царя Абгара. И слова Господни: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» знаменуют то великое событие, что через армянский народ началось прославление Церкви Христовой. Благодаря вере царя Абгара армяне назвались первыми христианами и проповедниками слова жизни. Не случайно для армянского народа крест имеет национальное значение. Армянский крест называется цветущим. Это означает, что христианство и крест Христов впервые расцвели в Армении. Помимо нерукотворного лика Бог удостоил армянский народ и многих других наград. Это частица от Креста Господня, которую святая Рипсимэ принесла на гору Вараг, святое миро, которым на протяжении веков омазывались цари, священники и пророки, гора Арарат, на которой остановился Ноев ковчег, и начало жизнь нового человечества. В Армении находятся три эдемские реки – Ефрат, Тигрис и Аракс (Писон). В Армении находится пронзившее Господа копье и окрашенный кровью Господа нашего терновый венок.

– «Свершилось!» Это последние слова распятого Христа, которые Он сказал, предав дух. Согласно толкованию Отцов Церкви, все свершилось крестом, которым искупилась человеческая вина. Тер Виген, о какой вине идет речь, и как орудие смерти стало дарующим спасение?

– В древние времена в Римской империи крест считался орудием позорной смерти, порицания, мучения. И человек, осужденный на такую смерть, назывался проклятым (Второзаконие 21:23). Христос, будучи распятым на кресте, принял смерть вместо нас, Сам понес проклятие первородного греха. Своей силой и пролитой кровью Он очистил и превратил орудие смерти в символ вечной жизни. Сила Святого Креста – это Христос. Апостол Павел говорит: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (Первое послание апостола Павла Коринфянам 1:18). В словах «Все совершилось крестом, которым искупилась человеческая вина» есть глубокий смысл, который заключает в себе спасительную сущность христианства. Христос пришел как второй Адам и искупил Адамов грех тем же путем, каким Адам согрешил. Человек по своему строению является крестом. Адам, подойдя к запретному дереву, распростер руки, дабы сорвать запрещенный плод, и в это время принял вид креста. Крестообразно был совершен первый грех, а Христос искупил его также крестообразно. Древом (деревом) грех вошел в мир и на деревянном кресте был очищен. Согласно священному преданию Армянской церкви Крест Христов был изготовлен из того дерева, с которого Адам и Ева вкусили запретный плод. Будучи изгнанными из рая, люди были лишены жизни – Божьего присутствия, поскольку Бог есть жизнь. Врата рая закрылись пред человеком. От Адама до Христа все люди после смерти сходили в ад. Последним человеком, сошедшим в ад, был Иоанн Креститель. Умирая на кресте, Христос духом сошел в ад, разрушил его, вывел души всех умерших до этого, вознес их на небеса и своим трехдневным Воскресением победил смерть, освобождая человечество от оков смерти. Как через Адама смерть вошла в мир, так и через Христа в мир вошла жизнь, как говорит премудрый Соломон: «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!» (Книга премудрости Соломона 14:7). Мы, армяне, полностью опираемся и надеемся на спасительный Крест нашего Господа. Этому нас обучает Соломон: «Он – древо жизни для тех, которые приобретают его, и блаженны, которые сохраняют его!» (Притчи Соломона 3:18). Для христианина как наставление звучат следующие слова апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Послание к галатам святого апостола Павла 6:14).

– Тер Виген, когда и как надо осенять себя крестом?

– Мы осеняем себя крестом, когда молимся, каждое утро, выходя из дома, входя в церковь, подходя к святыням, участвуя в церковных обрядах, в трудностях, болезнях и опасностях, перед началом работы, перед и после принятия пищи, отправляясь в дальний путь. Обычай осенять себя крестом настолько же древний, как и само христианство. Осеняя себя крестом, т.е. ставя на нас печать креста, мы помним, что наш Господь Иисус Христос был распят за наши грехи и спас нас от власти смерти. Молим распятого Спасителя, дабы всегда хранил и оберегал нас от лукавого. Осеняем себя крестом следующим образом: соединяем три пальца правой руки (большой, указательный, средний), прикладываем ко лбу, говоря: «Во имя Отца». Опускаем к груди, говоря: «…и Сына». Прикладываем к левой стороне груди, говоря: «…и Духа». После – к правой стороне груди, говоря: «…Святого». Прикладываем к груди и говорим: «Аминь». При осенении себя крестом соединяем три пальца (большой, указательный, средний), что символизирует Святую Троицу. Остальные два пальца (мизинец и безымянный) сгибаем и прижимаем к ладони, это символизирует божественную и человеческую природы Христа. Прикладывая ко лбу, символизируем жизнь, опуская руку к груди – смерть, прикладывая к левой стороне груди – земную жизнь, к правой стороне – загробную жизнь. Знамением Святого Креста осеняем четыре стороны нашего тела, дабы он хранил нас от четырех опасностей: земных искушений, сатаны, грехов и неверующих. Осеняем себя крестом, потому что служим Господу Иисусу, символом которого является крест. Каждый раз, произнося имя нашего Спасителя, осеняем себя крестом, вспоминая спасительную крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа во имя освобождения человечества. Просим помощи и милости Божьей.

– Почему Отцы Церкви дают совет пользоваться и хранить дома только освященный крест?

– Только освященный крест имеет спасительную силу. Священник, освящая крест, произносит следующую молитву: «Христос – Бог наш, давший нам победное знамение – Твой честный крест…»

А когда крест освящен святым миро, он становится почитаемым, ему поклоняются, его и лобызают, поскольку в нем обитает Святой Дух, через него людям преподносится излечение души и тела. Во всей истории творения есть всего одно знамение, которого страшится зло, – это Животворящий Крест. Христиане должны иметь только знамение креста как могучее орудие и крепкий щит, дабы суметь бороться против зла, дабы совершилось сказанное устами пророка Давида: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Псалтирь 59:6).

Алвард Назарян