Иерей Аршак Назарян

Чего мы хотим от Господа

Все ускоряющееся до сумасшествия развитие нашего века практически во всех сферах человеческой жизни постепенно оттесняет на задний план христианские ценности и духовную жизнь вообще. Людей все больше заботит материальное благосостояние, а не богатство души. Речь не о том, что нельзя иметь материальные блага, а о том, что, только обратясь к Богу, мы можем познать нашу жизнь и оценить данные нам свыше блага. «Просите сначала Царствие Божие, и остальное будет дано вам в избытке», – сказано в евангельском завете.

Всякий из нас в один из дней начинает свои собственные поиски истины и лжи. И вследствие этого неотвратимо наступает миг, когда внутри человека происходит столкновение подлинных и мнимых ценностей. Чаще это те критические ситуации в нашей жизни, которые заставляют нас отложить в сторону тщетные мирские и материальные потуги и обратиться к молитве.

К сожалению, молитва эта, обращенная к Господу, почти никогда не бывает восхвалением, жертвоприношением, но намного чаще – просьбой, как сказано в псалме: «В день скорби моей взываю к Тебе» (Пс, 85,7). Конечно же, в жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы сталкиваемся с различными проблемами и испытываем потребность в помощи, и вот только в таких ситуациях мы понимаем либо вспоминаем, что суть сыны Божии и Господь нам заботливый Отец, кто, несомненно, услышит нас и придет к нам на помощь. Обратившись к молитве, начинаем мы просить Его о том, что, по нашему разумению, должно послужить нам во благо, о том, что должно осчастливить нас. И вот по завершении молитвы ожидаем мы дня и часа, когда будут услышаны наши просьбы… Проходят дни, надежда наша переходит в сомнения, а затем – в разочарование, и в один из дней мы приходим к мысли, что Бог, «если Он и в самом деле есть», глух к нашим молитвам и не достигают Его ушей просьбы наши.
Таким образом, полагаем мы Господа виновным в наших неудачах и сомнениях, отворачиваем от Него лицо свое и возвращаемся к нашему первичному состоянию сомнения-неверия, не зная даже, что за две тысячи лет до нас святой апостол Иаков сказал о подобных нам: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак, 4,3).

Следуя на поводу наших желаний и вожделений, забываем мы волю Бога, ту волю, которой создан весь космос и мы сами, волю, что дала нам возможность спасения после грехопадения.

Итак, отставив в сторону наши желания, должны мы вверить божественной воле жизнь нашу и будущее наше. Укрепимся поэтому в постижении Бога, разовьем наши отношения с Ним – это есть истинная ценность, которую никто не в силах отнять у нас. Эта суть важна и непреходяща, а о преходящем нет нужды скорбеть.

Сказанное может показаться излишне сложным, но это вовсе не сверх наших сил. Этого требуют духовное сознание и духовная зрелость, для достижения которых необходимо понять и признать, что «Ты, Всемогущий Боже, лучше нас знаешь наши нужды и заботы; лучше, чем мы можем узнать и просить». Наиболее верный путь к постижению этого – смирение; лучший пример этого находим мы в священной Библии, когда Иисус в ночь перед тем, как предали Его, молясь на Масличной горе, сказал: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет». (Лк, 22,42). Однако, даже имея перед глазами пример Христа, мы терпим неудачу, ибо помимо примера перед глазами своими должны мы иметь его в сердце своем. Прежде всего надо искать божью волю: «Да сбудется воля Твоя». Тогда только достигнем мы успехов в земной жизни и молитва наша будет услышана. И получим мы ответ на нее, как вдова смогла заставить неправедного судью рассмотреть ее дело и достигла этого неустанным своим терпением.

Крайне важно для всякого христианина быть последовательным в молитве и не отступать перед трудностями, ибо, как сказал апостол Павел: «… но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, а надежда не постыжает» (Рим, 5, 3-5).

Таким образом, каждый христианин, перед тем как сотворить молитву, должен задуматься над тем, чего он на самом деле хочет от Господа, какую цель преследует, о добром ли его помыслы, послужат ли они духовному благополучию его самого и других людей. Наконец, направят ли они нас на осуществление истинной и богоугодной цели нашей кратковременной земной жизни – удостоимся ли мы нашим Господом Иисусом Христом дарованного нам спасения.

Иерей Аршак Назарян,
духовный пастырь церкви
Пресвятой Богородицы г. Всеволожска