Епископ Геворг Сароян

Христианское образование и воспитание

Придите, чада, послушайте меня, я научу вас иметь страх Господень. /Псалом 30:12/

После семидесятилетнего дремления в богоотверженности слово Господне сегодня преподносится не только в стенах святых храмов, но и в дошкольных заведениях, школах, в церковных молодежных организациях и в других местах, что свидетельствует о духовном пробуждении Армянской церкви. Христианское образование и воспитание – одно из важнейших задач Первопрестольного Святого Эчмиадзина, что, по понятным причинам, является особо важным вопросом для армян, живущих за границей. Как научить ребенка ходить в церковь и молиться? Как сформировать понятие о Боге и о вере в Бога?

На вопросы отвечает ректор семинарии «Геворгян» Первопрестольного Святого Эчмиадзина епископ Геворг Сароян.

– С какого возраста надо заниматься христианским воспитанием? И где оно должно происходить: в семье или в образовательном заведении?

– Обе среды необходимы, одна дополняет другую, и обе одинаково значимы. Думаю, что семена веры должны быть заложены с раннего возраста. Если семейная среда не способствует формированию христианского сознания, то даже в том случае, если в школе его будут воспитывать в этом духе, это вызовет у ребенка сложности. Богопознание должно начинаться с семьи. Пробуждение и формирование духовной жизни вверено родителям. Ребенок должен воспитываться по их примеру. Ребенок должен видеть, что отец или мать, рассказывающие о милостивом Боге или о святынях церкви, ведут себя соответственно этому, живут по-христиански, не злословят, не крадут, по воскресным дням участвуют в литургии, причащаются, следуют церковным традициям и т.д. Таким образом, ребенок естественным образом общается с духовным миром, и у него впредь не появится проблема дуализма, поскольку вера в Бога и церковь воспринимаются как часть реальной жизни, в которой живет также и он, ребенок.

Надо с детства читать для ребенка детскую Библию, детскую духовную литературу с разноцветными картинками. Для ребенка интересны те библейские эпизоды, которые воспринимаются как сказка, и раз и навсегда остаются в памяти ребенка. Но родители должны быть внимательны, передавая духовные знания, дабы не перейти границу. Надо учитывать возраст ребенка, его интересы и эмоциональное состояние, чтобы библейские истории не воспринялись ошибочно или надоели ему. Впоследствии ребенок получает еще более глубокие знания о вере и церкви из уст учителя и с помощью соответствующих книг.

– Армянские дети имеют исключительную возможность изучать в школе историю Армянской церкви, которая по приказу Его Святейшества Католикоса Гарегина Второго уже десять лет преподается в общеобразовательных школах. С 2011 года христианское воспитание получают также и саны дошкольных заведений. Как происходит формирование веры? С помощью воспитательных методов? Или согласно внутреннему миру и характеру ребенка?

– Среда, в которой живет, общается, учится ребенок, также имеет влияние, потому что формирующийся ребенок не может жить отдельно, он приручается к порядку той общины, в которой живет. Община диктует образ жизни, нравственные нормы и ценности. Именно здесь понятие христианской общины ударяется о широкие стены культа личности. От многих можно услышать, что человек свободен и должен жить так, как хочет. В христианском мышлении свобода ассоциируется не с вольностью, а с тем, что человек – целостное создание и должен проявляться согласно человеческой природе. Жизнь и поведение любого человека из общины имеет воспитательное значение для ребенка, она может подействовать как хорошо, так и плохо. После семьи равную со школой роль выполняет община, в которой ребенок вырастает. В этом смысле большую роль получает присутствие и деятельность духовного пастыря в общине. Воспитание – это то, что не может происходить с перебоями. Не так, чтобы родитель воспитал и отправил в школу, и после этого школа должна продолжить, после этого ответственность несет церковь. Все ответственные за воспитание звенья связаны между собой, они дополняют друг друга, воспитание полноценно, если соответствующие импульсы от всех существенных звеньев воспринимаются ребенком. В конце концов, каждый член общины должен осознавать, что он ответственен за всех тех детей, которые живут в той же общине, он несет ответственность, поскольку сам является носителем ценностей этой общины. Именно этим община становится общиной, а не группой индивидов, которые просто занимают какую-то территорию, явление, которое еще более углубляется в западной системе ценностей. После определенного возраста работу по интеграции ребенка в общину ведет пастырь церкви. Священнослужитель должен уметь войти в армянскую семью, чтобы помочь родителям своим опытом и знаниями. Другими словами говоря, должен стать полноценным членом семьи, духовным советником.

– Как научить ребенка периодически ходить в церковь и молиться, чтобы это не надоело ему?

– Поскольку у детей чувствительность более высока, то родители должны найти путь суметь осмыслить присутствие ребенка в церкви. Например, есть очень красивые церковные праздники – Вербное Воскресенье, Преображение, Сретение Господне, когда дети могут находиться на церковных обрядах и, будучи восхищены многими эпизодами, вновь проявят желание прийти в церковь. Для того чтобы ребенок с любовью входил в церковь и не чувствовал себя чужим там и тем более чтобы ему не надоела литургия, во время которой звучат песни с непонятными для него словами, надо с раннего возраста учить ребенка ходить на богослужения, которые длятся меньше, слушать духовную музыку и учить короткие детские молитвы. Вместе с постом надо ответственно участвовать в литургиях и прочих церковных обрядах, объясняя их смысл в жизни человека. На своем примере могу сказать, насколько важно и уместно, когда с детства вместе с родителями ребенок идет в церковь, что впоследствии становится привычкой, без которой невозможно будет представить воскресенье. Моя мать была верующей женщиной, и она была первой, кто читал для меня Святое Писание, она первая повела меня в церковь.

– Возможно ли дать христианское воспитание детям, не получившим его в семье?

– Духовный опыт растет с возрастом. Один получает христианское воспитание с молоком матери, другой переживает обращение в старости. Люди разные, разные и условия.

– А знание Библии и религии достаточно для формирования веры?

– Духовное образование может помочь в богопознании. Но христианин, истинно знающий Бога, формируется не только знаниями. Неужели для пробуждения духовной жизни достаточно, чтобы ребенок знал историю потопа или имена двенадцати учеников Иисуса Христа? Он должен чувствовать, переживать слово Господне, имея глубокое благоговение по отношению к Всевышнему. Когда в доме постоянно говорятся слова «Господи Боже» или «Слава Тебе, Господи», ребенок слушает и, когда повторяет их с великой верой, чувствует в своем внутреннем мире смысл этих слов, значит, духовная жизнь началась. Для родителя, учителя и священнослужителя в христианском образовании и воспитании главными должны быть следующие слова Давида: «Придите, чада, послушайте меня, я научу вас иметь страх Господень» (Псалом 30:12).

Алвард Назарян

Перевод дьякона Даниэля Хананяна