Вардапет Мхитар Саснеци

MkhitarSasnetsiМхитар Саснеци (арм. Մխիթար Սասնեցի, 1260 — 1337), также Банахю́с (арм. Բանահյուս) или Керманеци́ (арм. Կերմանեցի), — армянский богослов, педагог, церковный деятель. Начальное образование получил в Гладзорском университете. Позже стал настоятелем монастыря в селе Мецоп провинции Каджберуник. За время его деятельности Мецопский монастырь стал одним из культурных центров Армении. Из творчества Мхитара до наших дней дошёл только его трактат «О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (арм. «Մեր Տէր Յիսուս Քրիստոսի երկրորդ գալստեան մասին»), изданный впервые в 1899 году в Вагаршапате. Сохранилась также биография Мхитара Саснеци представленная ниже.


ДОСТОВЕРНОЕ И КРАТКОЕ ЖИТИЕ ВАРДАПЕТА МХИТАРА

Публикация сайта: Восточная литература

Ко всем глубоким сочинениям, созданным и написанным святыми отцами и первыми вардапетами, была присовокуплена память о них — о том, к какому народу они принадлежали, из какой страны и какой местности (происходили] и в какое время были созданы и записаны их боговдохновенные поучения.
Так и мы сочли необходимым кратко описать начало и конец жизни блаженного отца нашего святого Мхитара, святейшего вардапета, [поведать] о том, в какое время он жил, у кого учился, кто были его соученики, в какое время он достиг зрелости и с какой неустрашимостью и мужеством завершил он свой жизненный путь.
В царствование нечестивцев и гонителей — Харбанды и его сына Бусаита из народа стрелков, а также в царствование Ошина и сына его Левона, на армянской земле Киликии, в патриаршество владыки Акопа Анаварзеци и в архиерейство Закарии на Ахтамарском престоле [подвизался] трижды блаженный отец наш, преисполненный Божьей благодати великий вардапет Мхитар из области Каджберуник, села Керман, сын благочестивых родителей. Блаженный Мхитар был еще отроком десяти лет, когда умерли его отец и мать. И сородич их, монах по имени Андреас, усыновил его и обучил письму и грамоте. Мирские игры и прогулки не занимали его, как [других] детей, но с великим прилежанием и охотой он читал Священное писание и, будучи еще по возрасту мал, постиг премудрость науки. И предводитель области мудрый и праведный епископ владыка Хачатур, увидев с каким преуспеванием раскрылись в нем духовные дары, рукоположил его в священники. И он по дарованной ему мудрости приступил к изучению Священного писания, зажегшего в нем неугасимый огонь любви к Богу. Об этом он сам поведал нам. И кипела в нем душа, он искал учителя и вардапета, у которых мог бы учиться, но в то время в крае каджберунийском не было вардапета. Он же из-за юности и незрелого возраста робел отбыть куда-нибудь в другие края, ибо на его лице еще даже не было бороды. Но подбадриваемый соучениками своими Степаносом и Ованесом, о которых он упоминает в сей книге, и путеводимый Духом святым, он отправился в Айраратскую область к первоверховному святому всеармянскому престолу, матери веры, стоящей во главе всех армянских церквей, куда снизошел Сын Единородный, и золотым молотом потряс врата преисподней. Поклонившись святым местам, он оттуда направился в область, именуемую Вайоц-дзор, в монастырь, который ныне называется Гладзором, к наисовершенному и святому вардапету Нерсесу, и оставался у него три года.
Вскоре туда прибыли его соученики, о которых мы говорили выше. Блаженный Мхитар премного обрадовался прибытию своих доузей, ставших его помощниками и спутниками во всех благих начинаниях и в исследовании книг Священного писания. Ибо при исследовании не только выявляются божественные глубины мудрости, но особенно утверждаются и объединяются в мыслях и душе [мужи пытливые]. Ибо где нет исследования, там мудрость несовершенна.
А святой вардапет Нерсес, прожив жизнь свою в великих трудах и благости, отошел ко Христу, и преемником его на вардапетской кафедре стал его ученик Есаи, у которого они [продолжали] учиться многие годы. Блаженный Мхитар был совершеннее всех в [постижении] премудрости науки, он изучил Ветхий и Новый заветы и был весьма сведущ в двенадцати философских науках, и многих превзошел даром знания. Но в глубине души он решил удалиться от мира и жить уединенной жизнью, а не прославляться вардапетским именем. [Мхитар] возвратился в свой (родной] край и некоторое время жил там, пока ему не повстречался некий вардапет по имени Тадеос. [Этот], найдя в нем обиталище божественной мудрости, уговаривая, увещевая и моля, склонил его учить в церкви Слову жизни. Однако Мхитар недолго проповедовал в церкви, не по душе было ему случившееся. «Ибо,— говорил он,— нехорошо и несправедливо учиться у одного, а права вардапета получать от другого». И он вторично отправляется к великому учителю Есаи, получает от него вардапетские полномочия и возвращается в свою родную область, в землю каджберуний-скую, [где] благодаря светозарной мудрости своей [удостаивается] великого почитания со стороны жителей Арчеша и области. Ибо он просвещал всех своей проповедью и, отечески утешая пришедших, направлял на благие дела. Он поселился в прекрасной, богообитаемой пустыни, именуемой Мецопским монастырем, и там провел всю жизнь, отказавшись от всех мирских соблазнов и украсив себя добродетелями и благими деяниями. Но наипаче он любил творить милостыню, [утешая] странников и скитальцев, и заработанное трудом рук своих, а также другими [благодетелями], он раздавал нищим и нуждавшимся. Ибо он превосходно владел искусством письма и превосходно разрисовывал рукописи. И стал он в наше время, согласно Пророку, отцом для сирот и судьей для вдов.
Во времена сего благонравного и боголюбивого человека целомудрие повсеместно находилось в почете и многие, ревнуя его Богопочитанию, посвятили себя святости и чистоте и принесли себя в дар Христу, став достойными взойти на ложе небесного жениха. Напоенный небесными источниками и приобретя апостольский дар, молясь и взывая [к Господу], он принялся за эту божественную книгу и написал пятнадцать речей. В этих пятнадцати речах для пользы и блага любознательных отроков святой церкви он, как в цветник, украшенный прекрасными разнообразными цветами, вместил все доброе и мудрое из наук. Помимо сего мы имеем и другие произведения блаженного [мужа] нашего, а именно, толкование трех Соборных посланий святого и богоречивого евангелиста Иоанна, а также Толкование Успения того же евангелиста Иоанна. Располагаем и его речью на Послание злонравного [папы] Льва, данное с приличествующим толкованием.
Все это он принес в дар церкви Христовой как живую память о себе, сам же, пройдя свой [жизненный] путь в мужественном подвижничестве и достигнув глубокой старости, отправился в вечно живой город бессмертия, ибо всей душой мечтал узреть неизреченный свет и вечно радоваться горячей любовью Христа.. И когда он был близок к кончине, он рассказал нам о видениях,, предвещавших о его смерти: «Увидел я ночью во сне, будто нахожусь на берегу какой-то реки. Река течет бурным потоком, неся на своих волнах огромное золотое яблоко. Я много раз пытаюсь, достать его, но не могу». Через несколько дней он [снова] сказал: «Видел я во сне, что от земли к небу была воздвигнута лестница, согласно [речению] святого Иакова, и многие поднимались по ней,, и я вместе с ними». На радость и твердую надежду всех верующих он рассказал нам еще об одном ночном видении: «Видел я, будто-все христиане с крестами в руках толпами стремительно шли к востоку, чтобы встретиться с небесным женихом Христом, и меня,, подхватив, повели с собой».
После этого он почил во Христе в 786 году [в 1337 году] армянского летосчисления, 27-го числа месяца хори, в пятницу. Пречестное-тело его погребено на общем кладбище того же Мецопского монастыря, с южной стороны пустыни, во славу Христа, Бога нашего.


Духовный сродник его вардапет Степанос и недостойный Мкртич, изложивший сию историю, молят вас помянуть нас в Господе нашем, дабы Христос, Бог наш, простил нам наши прегрешения и отпустил нам наши грехи.