Вардапет Комитас

- Шараканы вардапета Комитаса, (шараканы — духовные поэтические творения).

- Сайт: «Виртуальный музей Комитас».

Комитас (арм. Կոմիտաս; настоящее имя Согомон Геворки Согомонян, арм. Սողոմոն Գևորգի Սողոմոնյան; 26 сентября 1869 — 22 октября 1935).

Согомон Согомонян окончил Духовную Академию Геворкян и был назначен учителем музыки и хормейстером кафедрального собора. В 1849 г. принял постриг и получил имя Комитас — армянского поэта, музыканта и Католикоса VII в. В 1895 г. Комитас стал вардапетом (архимандритом) и с тех пор прозвался — Комитас-Вардапет.

Для расшифровки хазов (армянских нот) Комитас занялся углубленным изучением духовной музыки, а также близких к ней народных песен. Перед ним встал вопрос — в чем оригинальность армянской песни, армянской музыки. Необходимо было основательное европейское музыкальное образование. И 27-летний Комитас отправляется в Берлин, где поступает в частную музыкальную школу Рихарда Шмидта и одновременно в Королевский университет.

На экзамене у ректора Берлинской высшей музыкальной школы Йозефа Иоахима Комитас показал превосходное знание восточной музыки и композиции. Но он не умел играть на фортепьяно…

Комитас выступал с публичными лекциями об армянской духовной и светской музыке перед членами только что основанного Международного музыкального общества — учеными и музыкантами с мировыми именами. Свои лекции Комитас сопровождал пением — со сцены звучал его бархатный, выразительный голос. Он играл на сиринге-свирели. Европа впервые познакомилась с этим инструментом.

Секретарь берлинского отделения Международного музыкального общества профессор кафедры истории музыки Королевского университета Макс Хайферт писал Комитасу: «Вы дали нам возможность близко познакомиться с величественными творениями совершенно от нас далекой и высокоразвитой цивилизации… Ваше искусство ведения лекций и совершенное искусство пения оказались в состоянии поразить нас, и оно не сотрется в памяти всех Ваших слушателей».

По возвращении из Европы Комитас преподавал музыку в Академии Геворкян в Эчмиадзине. Наряду с армянской системой нотной записи Комитас ввел и европейскую нотопись. Он организовал хор, с которым разучивал армянские народные песни на четыре голоса. Впервые хор выступил в Эчмиадзине: в первом отделении — армянские народные песни в обработке Комитаса, во втором — музыка европейских классиков. Была, в частности, осуществлена постановка «Сцены в храме из оперы Верди «Аида». Концерты хора были повторены в Ереване и Тифлисе.

В 1906 г. Комитас впервые посетил Париж. Ему предстояло знакомство с музыкой Клода Дебюсси и Равеля. Знакомство с Дебюсси состоялось благодаря Маргарите Бабаян — армянской певицы и пианистки, жившей в Париже. Благодаря ей были сохранены многие работы Комитаса. Его творчеством интересовался и Ромен Роллан. В Париже Комитас выступал с концертами хоров французского музыкального общества «Ламурье» и «Колоин».

Получив мировое признание, Комитас вернулся в Эчмиадзин. Перед ним открывались новые возможности для творчества. Однако в Эчмиадзине атмосфера была для него тягостной. Комитас переехал в Константинополь — крупный культурный центр западных армян — и организовал большой хор «Гусан».

В 1913 г. в газете «Азатамарт» (Константинополь) Комитас опубликовал статью «Армянин имеет собственную оригинальную музыку» большого публицистического значения. В Константинополе Комитас встречался со многими знаменитыми композиторами и музыкантами. В 1914 г. Комитаса навестил М. Гнесин. Проблема хазов имела международное значение, так как от музыки далеких лет почти ничего не осталось, расшифровка хазов обещала пролить свет не только на древнюю армянскую музыку, но и на музыку других народов Востока. В хазах же было скрыто подлинное звучание многих церковных мелодий.

В Париже в 1914 г. Комитас пережил самый большой блестящий триумф в своей жизни. Его лекции и концерты, по свидетельству профессора Сорбонны Фредерика Маклера, вызвали всеобщее восхищение.

Однако надвигались зловещие и трагические события — Первая мировая война, затем кошмар армянского геноцида. Комитас не выдержал ареста и гибели близких друзей, собственного ареста (благодаря вмешательству европейских послов он был вскоре освобожден), а также гибели более 1,5 миллиона армян — и потерял душевное равновесие. Последние 20 лет он провел в Виль-Жуифе — предместье Парижа в больнице для душевнобольных. Последними словами Комитаса были: «Пусть вечно живет мой народ, в его памяти я всегда буду жить». Скончался Комитас 22 октября 1935 г. Через год его прах был перевезен в Ереван, где покоится в Пантеоне деятелей культуры.

Ереванская консерватория с 1932 г. носит имя Комитаса, перед ее зданием — величественный памятник великому маэстро. В 1925 г. в Москве силами студентов-армян Московской консерватории был создан Квартет его имени.

31 октября в Концертном зале имени Чайковского должен был состояться торжественный вечер, посвященный 130-летию со дня рождения великого армянского композитора, основателя национальной композиторской школы Комитаса. Но из-за трагических событий в Ереване вечер перенесли на три недели.