АГАТАНГЕЛОС

АГАТАНГЕЛОС

ОГЛАВЛЕНИЕ[1]

Предисловие Истории Агатангелоса (1-17)

Житие и история св. Григора (18-258)

I. 18-22. Война армянского царя Хосрова против Арташира в отмще­ние за кровь Артавана, царя Парфянского.
II. 23-34. Смерть Хосрова из-за предательства Анака Партева и ист­ребление всего рода Анака, за исключением двух его младенцев, спасен­ных кормилицами, унесшими одного — в Персидские, а другого — в Гре­ческие края.
III. 35-38. Захват и покорение Армении. Бежавшие ко двору импера­тора кормилицы спасают Трдата. [В последствии] пребывавший в Гре­ческих краях Григор, сын Анака, становится его соратником.
IV. 39-47. Царь готов идет войной на греческого императора. Победа в бою Трдата, облаченного в императорские [одеяния], его
воцарение и отвоевание родной страны Армении.
V. 48-67. Требование Трдата принести жертвы идолу [богини] Анаит, отказ и ответ св. Григора царю.
VI. 68-73. Угрозы Трдата и первое мучение Григора: заткнутый кля­пом рот, большая плита соли на спине, грудь, стянутая цепью.
VII. 74-98. Второе мучение: повешание вниз головой, сжигание под ним сора, избиение свежими тростниками. Молитва Григора на виселице.
VIII. 99-108. Третье мучение: деревянные колодки, наложенные на го­лени, сильно стянутые. Четвертое мучение: железные гвозди, вбитые в подошвы ног. Пятое мучение: удары по голове. Шестое мучение: влива­ние через нос соли, селитры и уксуса при схваченной тисками голове. Седьмое мучение: кожаный мешок, наполненный пеплом и надетый на голову.
IX. 109-114. Восьмое мучение: ноги, связанные кожаными ремнями, и подвешание вниз головой, воронка и вода. Девятое мучение: скобление боков железными скребницами. Десятое мучение: железные колючки. [319]
X. 115-120. Одиннадцатое мучение: скованные железными оковами колени. Тяжелые молоты и поднятие на виселицу. Двенадцатое мучение: облитие тела расплавленным свинцом.
XI. 121-124. Трдат узнает, что Григор — сын Анака Партева, и бросает его в яму для приговоренных к смерти. Поговорка о Трдате: «Как гор­дый Трдат. . . ». Разрушение страны Персидской и Асорестана. Некая вдо­ва в Арташатской крепости.
XII. 125-136. Указ Трдата о почитании богов. Второй указ о розыске христиан и сдаче царскому двору.

Мученичество Рипсимэ и сподвижниц

XIII. 137-150. О неописуемой красоте Рипсимэ и желании Диоклетиа­на жениться на ней. Молитвы Рипсимянок. Бегство Рипсимянок из Римской страны в пределы Армении.
XIV. 151-156. Послание Диоклетиана Трдату о розыске Рипсимэ.
XV. 157-172. Обнаружение Рипсимянок в давильнях города Вагарша­пата. Приказ Трдата привести Рипсимэ во Дворец, чтобы взять ее в же­ны. Ободряющее назидание Гаянэ и молитва Рипсимэ.
XVI. 173-179. Прибытие царских приглашателей к Рипсимэ: молитвы дев к Богу, гром и глас небесный, ободряющий Рипсимянок. Приказ Трдата силой привести Рипсимэ в царский дворец и ее мольба к Богу.
XVII. 180-196. Противоборство Рипсимэ, поражение царя, ободряю­щее увещание Гаянэ. Вторичное поражение царя. Рипсимэ силой выры­вается из царского дворца к своим подругам. Ее благодарственная мо­литва Богу.
XVIII. 197-201. Мученическая смерть Рипсимэ и ее сподвижниц. XIX. 202-210. Помутнение разума царя из-за Рипсимэ. Приказ о казни
Гаянэ, ее благодарения Богу и смерть вместе с подругами.
ХХ. 211-225. Обращение Трдата в кабана, видение Хосровидухт. Вы­ход св. Григора из ямы. Одержимые нахарары и царь падают ему в ноги.
XXI. 226-242. Обращение ко всему множеству людей, назидание св. Григора, поучающее о Боге.
ХХП. 243-258. Продолжение назидания Григора и оповещение о со­держании (252-253) его Учения. [320]

Учение св. Григора

ХХШ. 259-261. Самосущая Божественность единосущной святой Трои­цы, сотворение неба и земли.
XXIV. 262-276. Сотворение ангелов и первого человека. Богоподобие человека и [оказанная ему] честь самовластной души.
XXV. 277-287. Изгнание Адама из рая из-за искушения дьявола.
XXVI. 288-295. Рождение сыновей Адама и первых патриархов.
XXVII. 296-297. Строительство Ноева ковчега и уничтожение пото­пом [всего населения] мира. Строительство Вавилонской башни и разде­ление языков.
XXVIII. 298-305. Обращение Авраама в веру. Явление Бога и обеща­ние даровать ему сына. Явление Господа Иакову, который из-за голода отправился к своему сыну Иосифу в Египет.
XXIX. 306-315. Страшные мучения сыновей Иакова в Египте и их ис­ход в пустыню благодаря Моисею.
ХХХ. 316-317. Вступление сыновей Иакова в землю Обетованную, правление судей и царство Давида.
XXXI. 318-327. Явление Бога пророкам в разных образах и назначе­ние ангелов хранителями людей.
ХХХП. 328-334. Бог является людям в разных обличиях, дабы приу­чить [к Себе] людей.
ХХХШ. 335-339. Освобождение сыновей Израилевых от служения Египту и их поклонение идолам племен Обетованной Земли.
XXXIV. 340-342. Вавилонское пленение сыновей Израилевых. Их ос­вобождение через семьдесят лет и восстановление храма.
XXXV. 343-351. Предсказания пророков о пришествии на землю Христа. Гонения и их убиение.
XXXVI. 352-360. Причина промедления пришествия Христа на зем­лю. Невидимость природы Бога и Его явление провидцам и пророкам в разных образах из-за человеческой слабости.
XXXVII. 361-363. Исповедание истинной веры во Всесвятую Троицу и в единое божество.
XXXVIII. 364-371. Пришествие Единородного на землю и его вопло­щение через святую Деву Марию.
XXXIX. 372-376. Исполнение предсказаний патриархов и пророков пришествием Христа.
XL. 377-386. Исповедание истинной веры в вочеловечение Христа. [321]
XLI. 87-390. Послание Святого Духа деве Марии.
XLII. 391-395. Рождение Иисуса Христа святой Девой и вечное царст­вие Его.
XLIII. 396-400. Предсказания пророков о рождении Христа.
XLIV. 401-403. Обрезание Христа и его бегство в Египет по предска­занию пророков.
XLV. 404-407. Прибытие Христа из Египта в Назарет. Его чудесная проповедь в Иерусалиме в двенадцатилетнем возрасте.
XLVI. 408-417. Крещение Христа Иоанном и утверждение таинства нового закона крещения.
XLVII. 418-428. Сошествие Святого Духа [на него] в образе голубя и свидетельство Бога-Отца при крещении Христа.
XLVIII. 429-435. Иоанн дает священство, помазание, пророчество и царствие нашему Господу Иисусу Христу.
XLIX. 436-447. Возвещение Иоанном об Иисусе, что он есть Христос. Свидетельства пророков о том, что Христос есть Господь, пастырь и судья всего.
L. 448-453. Именование апостолами Петра и Андрея, Иакова и Иоан­на. Божественные знамения и чудотворения Христа.
LI. 454-456. Заповедь таинства крещения по новому закону. Спасение верующих в Христа и осуждение неверующих.
LII. 457-458. [Созыв] двенадцати и семидесяти двух учеников и [сооб­щение] благой вести им о пришествии Святого Духа.
ЫП. 459-466. Сообщение Христом о своих предопределенных муче­ниях, смерти и воскресении. Приход на Масличную гору и его молитва к Отцу.
LIV. 467-471. Исповедание Иисуса Христа. Передача ключей царст­вия апостолам. О [втором] пришествии Христа.
LV. 472-478. Добровольные мучения Христа и его спасительное рас­пятие.
LVI. 479-487. Погребение Христа в могиле и его славное воскресе­ние.
LVI1.488-492. Появление Христа своим ученикам сквозь закрытые двери горницы.
LVIII. 493-496. Явление Христа своим ученикам в Тивериадском мо­ре и Его вознесение на небо, к Отцу.
LIX. 497-502. Вознесение Христа на небеса и сошествие Святого Ду­ха на собрание апостолов. [322]
LX. 503-509. Предсказания пророков о сошествии Святого Духа и таинство огнеподобного явления, дарующего языки в святой горнице.
LXI. 510-516. Обещание верующим духовных благ и угрозы кары не­верующим.
LXII. 517-520. Воздаяние наград и кары каждому по его делам.
LXIII. 521-526. Тщета поклонения никчемным идолам и вечное осуж­дение язычников.
LXIV. 527-531. Вечная слава верующих в Христа воскрешением тел.
LXV. 532-537. Раскаявшимся — отпущение грехов на этом свете и неумолимая кара нераскаявшихся.
LXVI. 538-540. Всеобщее беззаконие содомитян и постигшая их кара всепожирающим огнем.
LXII. 541-545. Обнадеживание в прощении за убийство св. дев по не­ведению и ободрение в надежде на милосердие Божье.
LXVIII. 546-548. Столп, исторгающий дождь и огонь,— пример благо­деяния Божьего раскаявшимся и гнева — нераскаявшимся.
LXIX. 549-556. Явление Бога в виде светлого или огненного облака — знак освящения праведных и сожжения грешников.
LXX. 557-561. Наказание нечестивцев древних веков в назидание гря­дущим [поколениям].
LXXI. 562-564. Блаженная слава св. Рипсимэ и ее сподвижниц и их предстательство к примирению [с богом].
LXXII. 565-569. Слово Божье склоняется к земле, чтобы осветить ве­рующих и сжечь безверных.
LXXIII. 570-576. Щедрое человеколюбие Христа в возможности, да­ваемые грешникам войти в царствие небесное.
LXXIV. 577-581. Строительство скороразрушающей башни и разде­ление языков.
LXXV. 582-590. Непоколебимость веры апостолов Христа и святых мучеников и поощрение укрепиться в той же истинной вере. Исполне­ние Христом воли Отца, спасение рода человеческого и наделение свя­тых властью именоваться сыновьями Божьими.
LXXVI. 591-596. Необходимость воплощения Христа для спасения мира.
LXXVII. 597-601. Поселение Святого Духа в костях мучениц, кото­рые приняли мученичество и смерть во имя Его.
LXXVH1.602-604. Толкование слов Господа: быть мудрыми, как змеи, и просты, как голуби. [323]
LXXIX. 605-611. Вознесение праведников в облике голубя на небо и [наделение] апостолов властью судить [людей] в последний день.
LXXX. 612-617. Размышления о сошествии Святого Духа в виде ог­ненных языков на собрание апостолов в день Пентекосты.
LXXXI. 618-627. Разделение языков в Вавилоне из-за безбожия. Тай­ное явление всесвятой Троицы в древности и явное — в новое время.
LXXXII. 628-629. Сравнение Вавилонской башни с животворным крестом Христа.
LXXXIII. 630-637. Перенесенные апостолами муки и смерть ради спа­сения людей от вечной смерти.
LXXXIV. 638-640. Уподобление апостолов кованым трубам для про­поведи миру слова жизни.
LXXXV. 641-648. Цветение деревьев и трав как пример общего вос­кресения тел в конце света.
LXXXVI. 649-651. Произрастание цветов и колючек, каждого соот­ветственно его природе как пример воскресения праведников и грешни­ков, соответственно их делам.
LXXXVII. 652-654. Высыхание проклятой Христом бесплодной смо­ковницы как пример осуждения грешников в день суда.
LXXXVIII. 655-658. Пение птиц с приходом весны как предуведомле­ние о звуке трубы воскресения.
LXXXIX. 659-665. Проявление даров и знаний у апостолов Христа, исполненных благодати Святого Духа, и их вселенская проповедь соот­ветственно предсказанию пророков.
ХС. 666-670. Размышления о шести днях творения и отдыхе на седь­мой день.
XCI. 671-679. Пролитие милостей Святого Духа на людей последнего времени, предвещанное пророками.
ХСИ. 680-685. Чудотворная сила апостолов Христа для просвещения мира божественными дарами и учением.
ХСШ. 686-687. Данная свыше власть апостолов Христа, их стойкость во время гонений врагов, благодаря чему были покорены все народы.
XCIV. 688-693. Рассеяние апостолов среди всех народов для пропове­ди слова жизни.
XCV. 694-698. Искусство проповеди апостолов в варварских краях.
XCVI. 699-701. Письменная проповедь Евангелия по внушению Свя­того Духа. [324]
XCVI1.702-706. Познание апостолами единства святой Троицы и Бо­жественности Христа по откровению Духа Божьего.
XCVIII. 707-715. Единодушие апостолов в вопросах вероучения как знак приятия ими даров милости того же Духа [Божьего].

Спасительное обращение страны нашей Армении

IXC. 716-721. Увещание св. Григора построить мартирии св. Рипсимэ и сподвижницам.
С. 722-725. Шестидесятипятидневная проповедь св. Григора для ут­верждения народа в вере Христовой.
CI. 726-730. Мольбы царя Трдата и нахараров к св. Григору излечить их, сраженных в наказание бесовской одержимостью.
CII. 731-755. Видение святого Григора и толкование видения.
CIII. 756-759. Строительство часовен-усыпальниц св. Рипсимэ и спод­вижницам по образу, указанному св. Григору в видении.
CIV. 760-762. Положение во гроб мощей св. Рипсимэ и сподвижниц с их одеждами, каждой в отдельности.
CV. 763-765. Исцеление рук и ног царя Трдата по молитве св. Григора.
CVI. 766-772. Захоронение мощей св. Рипсимянок в отдельных гро­бах в часовнях-усыпальницах. Определение указанного светом места св. Эчмиадзина, окруженного стеной.
CVII. 773-776. Исцеление Трдата от облика вепря и людского мно­жества — от их болезней и напастей.
CVIII. 777-783. Разрушение капища бога Тира, бегство и сражение бесов. Уничтожение капища Анаит знамением креста, вопли и бегство бесов в сторону Кавказа.
CIX. 784-786. Разрушение капища блистательно белой богини Барша­мины и бегство бесов в край Хахтик. Уничтожение кумира Арамазда, называемого отцом всех богов. Сражение бесов и разрушение золотого идола богини Анаит. Уничтожение капища Нанэ, дочери Арамазда.
СХ. 787-790. Уничтожение идолов во многих местах. Разрушение ка­пища Михра, сына Арамазда.
CXI. 791-794. Совещание царя Трдата и приближенных относительно первосвященства св. Григора, его отказ, а затем согласие вследствие бо­жественного видения. [325]
CXII. 795-801. Собрание нахараров и ишханов для сопровождения св. Григора в Кесарию и посвящения в сан первосвященника. Послание Трдата архиепископу Леонтию.
СХШ. 802-808. Отъезд св. Григора в Кесарию. Рукоположение его ар­хиепископом Леонтием и возвращение в страну Армянскую.
CXIV. 809-811. Разрушение храма Вахевахеан, кумирницы богини Вос­кемайр Воскехат и храма богини Астхик, т. е. Афродиты. Захоронение мощей Ованеса Карапета (Иоанна Предтечи) и мученика Афиногена близ реки Евфрат.
CXV. 812-816. Истребление идолов крестом Христа с помощью чу­дотворного ветра. Начало строительства церквей страны Армянской на местах капищ, крещение ста девяносто тысяч человек. Память святых 7-го числа месяца сахми.
CXVI. 817-626. Трдат идет встречать Григора. Послание архиеписко­па Леонтия Трдату.
CXVII. 827-831. Св. Григор призывает Трдата и все войско с народом в течение месяца поститься и молиться, дабы удостоиться святого крещения.
CXVHI. 832-834. Крещение царя Трдата и его семьи, вельмож и царского войска — более ста пятидесяти тысяч человек — и чудесные зна­мения, показавшиеся при их крещении.
CXIX. 835-838. Крещение четырех миллионов человек. Установление праздника святых Иоанна Предтечи и мученика Афиногена в день празднования Юрынкал (Гостеприимного) бога Ванатура. Строительст­во церквей и запись Трдатом в служение духовенству земельных наде­лов [в размере] четырех дымов в агараках и семи дымов — в аванах.
СХХ. 839-844. Строительство школ и сбор детей, особенно детей жрецов, для обучения сирийскому и греческому языкам. Распростране­ние проповеди Евангелия по всей стране Армянской — от края до края.
CXXI. 845-848. Обоснование монахов в населенных и безлюдных местах. Имена двенадцати епископов, избранных из сыновей жрецов. Подвижничество крестоносного отшельничества св. Григора в пустын­ных местах — в пещерах и расщелинах скал.
СХХИ. 849-853. Время от времени Григор покидает пустынь в горах для посещения церквей и всей паствы.
СХХШ. 854-860. Рукоположение св. Григором более четырехсот епископов. Приказ царя населению страны оставаться твердым в вере Христовой. Постоянное обитание св. Григора в пустынных местах. [326] Трдат узнает о Вртанесе и Аристакесе, сыновьях Григора. Чтобы привез­ти их в страну Армянскую, посылают трех знатных ишханов в Кесарию.
CXXIV. 861-866. Прибытие Вртанеса и Аристакеса к царю Трдату, рукоположение Аристакеса святым Григором. Подвижничество царя Трдата в благочестии. Его изначальная искусность в греческой науке, самоотверженное содействие христианской вере.
CXXV. 867-872. Уверование императора Константина в Христа, его приказ всему миру — принять христианскую веру.
CXXVI. 873-888. Поездка Трдата и св. Григора к императору Кон­стантину; почести, оказанные им императором и патриархом Евсевием; союз любви, заключенный между двумя царями.
CXXVII. 884-900. Прибытие патриарха Аристакеса на Никейский со­бор. Создание многовещательных речей святым Григором.
— Исповедание истинной веры, взятое из совершенного Учения свя­того Григора. [327].

One thought on “АГАТАНГЕЛОС

Обсуждение закрыто.